27.10.2005

Универмаг-рекордсмен



ИВАН МАЦАРСКИЙ

27 октября 1858 года в Нью-Йорке на углу 14 улицы и 6 авеню открылся небольшой магазин готовой одежды Macy's.
Спустя несколько лет магазин расширился и стал самым большим универмагом в мире общей площадью 20,3 га.
Основатель магазина 35-летний Роланд Хьюзи до открытия Macy's имел опыт розничной торговли, однако по разным причинам все его предприятия закрывались.
Macy's, символом которого Хьюзи сделал красную звезду (тогда этот знак еще не ассоциировался с СССР), была уготована совсем иная участь. В первый день выручка магазина составила около $11, однако за первый год оборот магазина превысил $90 тыс. Во многом успех объяснялся хорошим качеством продаваемой здесь одежды, а также удачным расположением самого магазина - в центре Нью-Йорка.
Наученный горьким опытом предыдущих проектов, основатель магазина стал отслеживать ситуацию на рынке розничной торговли и постоянно улучшать работу Macy's. К концу 19 века главным трендом в ритейле стало открытие универмагов - новой формы торговли, когда под одной крышей можно было купить множество товаров разных групп. Первый пример такой модели торговли появился во Франции: в 1852 году в Париже был открыт универмаг "Бон марше". Роланд Хьюзи стал одним из первых создателей универмагов в Америке.
В то время концепция универмага держалась на четырех важнейших принципах, причем некоторые из них казались просто революционными. Во-первых, универмаг должен был предоставлять низкие наценки и обеспечивать ускоренный оборот товаров. Во-вторых, товар выкладывался на всеобщее обозрение и покупатель мог узнать о цене каждой вещи по ценнику. Раньше в магазинах можно было торговаться и продавец, который нередко был и владельцем, мог устанавливать цену, договариваясь с покупателем.
Третьим принципом универмага стало поощрение покупателей на спокойный осмотр товаров без всякого давления на них или обязательства совершения покупки.
И наконец, владелец универмага должен был либерально относиться к жалобам клиентов и стараться их удовлетворить.
Универмаг Macy's быстро завоевал популярность в Нью-Йорке, следуя этим правилам. К 1877 году он стал полноценным универмагом, заняв кроме своегоздания еще 11 близлежащих построек. Однако и такой площади оказалось мало для универмага, исповедовавшего философию "покупки в радость". В 1902 году Macy's переехал в новое здание в самом сердце Большого Яблока- на Бродвее. Это многоэтажное здание превратилось в самый большой универмаг в мире и удерживает почетное звание по сей день. Хьюзи не остановился на достигнутом и вводил все новые и новые методы работы. Так, например, он первым стал осуществлять доставку товаров. До эпохи автомобилей по всему Нью-Йорку сновали повозки с фирменной красной звездой сбоку.
По всей Америке начался расцвет эпохи универмагов, однако после Второй мировой войны этот бизнес начал сдавать позиции: издержки росли, а прибыльность снижалась. Неудачи были обусловлены появлением новых видов торговых предприятий, например дискаунтеров и специализированных сетей. Кроме того, население стало активно селиться в пригородах, поэтому универмаги в деловой части городов потеряли многих клиентов.
И все же, несмотря на общую тенденцию, Macy's был и остается не только самым большим универмагом, но и одной из достопримечательностей Нью-Йорка, которой, похоже, не грозят никакие серьезные потрясения.


Деловая газета "Бизнес"