03.11.2005

Не ценой, а скоростью. Операторы связи расширят каналы доступа в интернет



Московский рынок широкополосного доступа в интернет уже в 2006 году ожидает настоящий прорыв. В связи с обострившейся конкуренцией, а также изменениями условий работы на рынке крупнейшие провайдеры широкополосного доступа в столице могут пойти на серьезные изменения в своей тарифной политике. Однако, по мнению экспертов, они не станут снижать цены. Вместо этого они повысят качество своих услуг. А на рынке широкополосного доступа качество означает главным образом одну простую вещь – пропускную способность канала связи.

Плеймейкер столичного интернета
        Компания "МТУ-Интел", входящая в объединение "Комстар – Объединенные телесистемы", по праву считается плеймейкером на московском рынке широкополосного доступа в интернет. Сейчас, по данным консалтинговой компании "Линкс", она контролирует около 30% столичного рынка широкополосного доступа, оказывая услуги ADSL-доступа под маркой "Стрим" примерно 160-170 тыс. абонентов. У ближайших преследователей – крупных московских "домашних сетей" и компании "Комкор-ТВ" – их примерно 30 тыс. Именно поэтому рынок широкополосного доступа играет по правилам, которые ему задают владельцы "Стрима".
        Настоящий успех к "Стриму" пришел примерно год назад, когда компания "МТУ-Интел" вывела на рынок линейку безлимитных тарифов "Стрим-Нео". Буквально вслед за их появлением главные конкуренты "МТУ-Интел", контролирующие примерно 60% рынка,– так называемые домашние сети – начали предоставлять аналогичные услуги, а сам "Стрим" за год увеличил свою абонентскую базу почти на треть.
        По мировым меркам безлимитные тарифы, которые стали доступны московским пользователям год назад, были чем-то из прошлого века. Скорость, которую мог получить абонент, составляла всего 160 кбит/с – всего в три раза быстрее обычного модемного доступа. Однако большинство потребителей восприняло новые тарифы с небывалым энтузиазмом, ведь до этого рынок жил по варварским правилам, когда провайдеры широкополосного доступа заставляли абонентов платить за каждый мегабайт трафика. "Помегабайтные, а точнее, погигабайтные расчеты за трафик на цивилизованных рынках используются в основном при межоператорских расчетах,– поясняет Борис Овчинников из аналитической компании J`Son & Partners.– С потребительской же точки зрения эти расчеты крайне неудобны. Даже когда компания 'МТУ-Интел' позволила абонентам переносить неизрасходованный трафик, это было не более чем маркетинговым ходом. Опыт западных стран показывает, что будущее любого рынка широкополосного доступа – за безлимитными тарифами.
Неторопливый интернет
        Несмотря на очевидный успех безлимитных тарифов, "Стрим" не спешит обзаводиться новыми, более скоростными тарифными планами, подключение к которым требовало бы фиксированной ежемесячной платы. Максимум, что сейчас может получить абонент "Стрима",– канал со скоростью передачи данных 256 кбит/с за $25. Очевидная причина такой неторопливости "Комстар-ОТС" – недостаток конкуренции на рынке. "Несмотря на то что домашние сети предоставляют услуги доступа большему числу абонентов, их пока нельзя рассматривать как наших серьезных конкурентов,– говорит руководитель пресс-службы 'Комстар-ОТС' Юлия Ясиновская.– Крупный оператор имеет существенно большие возможности для продвижения любой услуги как с финансовой, так и технической точки зрения".
        Спокойствие "Комстар-ОТС" вполне объяснимо. Компания до сих пор через телефонную проводку МГТС владеет монопольным правом доступа почти ко всем телефонизированным московским квартирам. Правда, уже 1 января 2006 года в России начнет действовать принцип недискриминационного доступа к сетям фиксированной связи и по проводке МГТС к московским абонентам смогут "прийти" и альтернативные операторы связи, такие как "Голден Телеком" или "Корбина". Тогда ситуация может измениться: под угрозой вхождения на рынок домашнего доступа ADSL альтернативных операторов "Комстар-ОТС" может снизить тарифы на свою связь.
        Эксперты уверены, что альтернативные операторы сейчас спят и видят, когда наконец появится возможность конкурировать на "домашнем" рынке ADSL. "Технология Wi-Fi все еще не решила свои проблемы с безопасностью, спутниковые каналы для Москвы слишком громоздки и дороги, сотовой связью стандарта CDMA для доступа в интернет SkyLink пользуются только очень обеспеченные люди, а скоростной доступ к интернету в сотовых сетях EDGE еще только начал активно развиваться в столице,– говорит Кирилл Булгаков из компании 'Спутниковые лаборатории'.– Уверен, что в ближайшие несколько лет технология ADSL будет весьма конкурентоспособной. В этом случае операторы неизбежно пойдут на снижение цен на свои услуги или значительно улучшат их качество".
        Эксперты исследовательской компании J`Son & Partners прогнозируют, что именно за качество услуг и развернется основная борьба на столичном рынке широкополосного доступа в интернет. "Скорее всего, операторы согласятся расширить каналы связи, чем понизить цены в безлимитных тарифах,– говорит Борис Овчинников из J`Son & Partners.– Важно учитывать, что на поддержание линии связи с абонентом оператор затрачивает в среднем $12 в месяц, поэтому вряд ли можно ожидать падения тарифов ниже $15. Более вероятно, что к концу 2006 года появится безлимитный тариф с мегабитной скоростью канала в районе $40-50 в месяц".
        С оценками экспертов соглашаются и компании, предоставляющие услуги доступа в интернет в "домашних сетях". "В течение 2006 года можно ожидать рост скорости до мегабита на безлимитном подключении при сохранении или небольшом повышении абонентской платы,– говорит генеральный директор компании 'Миг-Телеком' Алексей Ламской.– Таким образом, мегабитный доступ за $30-35 уже в следующем году может стать для москвичей реальностью".
КОНСТАНТИН КУРБАТОВ

КоммерсантЪ