09.11.2005

Контент созрел. Рынок мобильного контента стагнирует, а затраты на рекламу провайдеров контента растут



Александр Поливанов

Рынок мобильного контента стагнирует, доли продаж логотипов и мелодий падают, а затраты на рекламу провайдеров контента растут – таковы данные нового исследования агентств «Прайм Консалт» и Trade Marketing Research.

Рынок мобильного контента в России вступает в фазу зрелости, которая характеризуется снижением темпов роста и сокращением прибылей. Таков основной вывод исследования, проведенного «Прайм Консалт» и Trade Marketing Research по итогам III квартала 2005 года. 43% абонентов сотовой связи в России имеют опыт скачивания мелодий и логотипов.

Выводы аналитиков основываются на том, что рынок мобильного контента стагнирует на протяжении двух кварталов. За прошедшие 9 месяцев объем рынка составил $210 млн. В то же время расходы на рекламу продолжают расти – за три квартала 2005 года они составили $73,88 млн. Это почти в 6 раз больше, чем за тот же период 2004 года, когда реклама контента стоила провайдерам $12,41 млн. «Потребление мобильного контента находится в большой зависимости от рекламы контент услуг. Фактически, реклама выполняет функцию витрины», – сказано в докладе. Стагнация вызывает перераспределение структуры мобильного контента.

Если в 2004 году более половины рынка (53%) в денежном выражении занимала продажа логотипов и мелодий, то за 9 месяцев 2005 года продажи этого сегмента упали в процентном отношении на 10% до 43%. Место логотипов и мелодий заняли игры (6% в 2004 году и 10% по итогам трех кварталов 2005 года) и медиаконтент (14% против 18%).

«В этом есть свои плюсы, – отмечает Борис Овчинников, начальник аналитического отдела J’son&Partners. – На смену самым простым услугам идут более сложные, вызывающие у абонентов долгосрочную заинтересованность. Компании начинают зарабатывать не количеством, а качеством. Снижение продаж логотипов и мелодий связано с распространением системы Bluetooth и, следовательно, возможностью бесплатного обмена контентом».

«Эта тенденция очевидна и продолжается уже достаточно давно», – замечает старший аналитик IKS-Consulting Оксана Панкратова. Из-за перераспределения структуры рынка рейтинг контент провайдеров претерпел значительные изменения.

Как пояснила «Газете.Ru» ведущий эксперт «Прайм Консалт» Маргарита Зобнина, упали в рейтинге компании, ориентированные на продажу мелодий и логотипов, а выросли компании, ориентированные на игры. Особенно вырос рейтинг компании «Юник» – до этого рейтинга провайдер не входил в Top-10. «Это выглядит странным, особенно если учесть, что «Юник» – компания из региона», – отмечает эксперт. «Юник» зарегистрирован в Ставрополе.

Рост также показал и «Союзтелеком». До этого компания входила в Top-10, но никогда не была на 4 месте. Что касается первого и второго места, то, по уверению Маргариты Зобниной, было сложно определить, кто именно стал лидером за 9 месяцев 2005 года. «Компании Инфон и I-Free близки друг к другу, но мы все-таки выбрали Инфон», – сказала эксперт. Другие консалтинговые компании, подобные релизы которых выйдут в ближайшее время в целом согласны с оценками, приведенными «Прайм Консалт».

«Но мы пользуемся данными не только операторов и контент провайдеров, но и данными участников рынка, – отмечает Оксана Панкратова. – В нашем рейтинге I-Free на первом месте, Инфон на втором, также несколько ниже «Юник».

По данным IKS Consulting общий объем рынка будет около $400 млн, «может, несколько ниже». «Прайм Консалт» держит оценку в $370 млн.

Газета.RU