Торговля - двигатель рекламы. Международные холдинги потянулись в РоссиюВ этом году сразу несколько крупных международных рекламных холдингов объявили о старте своих проектов в России. Отечественный рекламный рынок продолжает привлекать внимание мировых рекламных групп: несмотря на замедление темпов роста российской рекламной индустрии в этом году, она остается одной из наиболее быстрорастущих в мире, уверенно обгоняя по этому показателю развитые европейские страны. Гонка за лидерами В этом году темпы роста российской рекламной индустрии впервые после кризиса 1998 года могут опуститься ниже 30-процентной отметки. Итоги первого полугодия еще позволяли надеяться, что снижение будет незначительным рост составил 28%. Однако данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) об объеме рекламного рынка за первые девять месяцев 2005 года показали, что замедление будет более существенным: вместо прошлогодних 32% отечественная рекламная индустрия увеличит свои обороты всего на 26%, до $3,28 млрд. Снижение темпов роста тем не менее не помешало России войти в десятку лидеров мировой рекламной индустрии. В этом году французская компания Hachette Filipacchi Medias, ежегодно проводящая в рамках программы Ad Barometer исследование девяти стран, лидирующих по объему своих рекламных рынков, впервые включила нашу страну в программу исследований наряду с США, Японией, Великобританией, Францией, Италией, Германией, Испанией и Китаем. По темпам роста рекламной индустрии Россия уверенно обходит развитые страны, чьи рекламные рынки увеличивают свои объемы в несколько раз медленнее. По данным Французской ассоциации коммуникационных агентств, в 2004 году самым динамичным был итальянский рынок он вырос на 6,2%. В других развитых странах рост был еще меньше: рекламная индустрия Германии увеличила обороты на 1,8%, а Япония вообще не показала роста. "Каждый год Россия в развитии своей рекламной индустрии перемещается на одну или даже несколько строчек вверх в мировой табели о рангах, утверждает гендиректор группы 'Видео Интернешнл' (ВИ) Сергей Васильев. Мы абсолютно убеждены, что эта тенденция сохранится в ближайшие пять лет. По нашим оценкам, российский рынок, который сегодня является шестым по размеру в Европе, к 2010 году будет занимать четвертую позицию". По словам господина Васильева, для ряда рекламодателей, в первую очередь тех, у кого нет большого развитого бизнеса в США и Японии, Россия уже сегодня второй по размеру рекламных затрат рынок: "Не могу назвать компании это не мои секреты, но поверьте мне, что для ряда крупнейших транснациональных марок, работающих на потребительском рынке, первый по масштабу рекламных затрат рынок это сегодня Германия, Франция или Великобритания, а второй Россия". Японская экспансия Бурный рост российского рекламного рынка привлек внимание мировых рекламных групп. Сразу несколько крупных международных рекламных холдингов объявили о старте своих проектов в России. В апреле лидер мирового рекламного рынка, холдинг WPP, объявил о начале нескольких совместных проектов с российской группой "Видео Интернешнл" WPP довел до 50% свою долю во входящих в состав ВИ трех агентствах. Сумма сделки, по словам руководства ВИ, не превысила $10 млн. Однако топ-менеджеры группы не скрывали, что WPP планирует увеличить свое участие в проекте. Активизировали свое присутствие в России и японские рекламисты. Летом обе крупнейшие японские рекламные группы Dentsu и Hakuhodo, также входящие в десятку лидеров международного рынка, объявили о начале российских проектов. В июле Dentsu возобновила работу своего представительства в Москве, которое было закрыто в 2001 году, по официальной версии, в связи с неблагоприятной экономической ситуацией. В августе группа Hakuhodo заключила стратегический альянс с российским рекламным агентством "Приор", которое стало представлять ее интересы на российском рынке. В Hakuhodo тогда объяснили свой интерес к России тем, что, по их данным, в ближайшие годы японские рекламодатели начнут активно осваивать российский рынок в таких сегментах, как пищевая промышленность, страховые и банковские услуги. А в сентябре стало известно о еще одной сделке. Британский рекламно-коммуникационный холдинг Aegis Group объявил о покупке 52% акций российского рекламного агентства HMS Komandarm у его российских владельцев. Вместе с пакетом акций HMS Komandarm холдинг Aegis Group получил опцион на выкуп оставшихся акций до 2009 года. Стоимость 100% акций агентства в Aegis Group оценили в €16 млн ($19,46 млн). Представители группы сообщили, что покупка связана с реструктуризацией бизнеса на российском рынке: на него выводится новое подразделение Aegis компания Vizeum, которая начнет работать на базе HMS Komandarm. Второй эшелон Однако российские рекламисты считают, что пристальное внимание международного рекламного бизнеса к России вряд ли приведет к перегруппировке сил на отечественном рынке. "Все лидеры международной рекламной индустрии уже давно работают здесь, поделив рынок с сильными российскими компаниями: крупнейшие клиенты распределены между холдингами первой пятерки", констатирует гендиректор группы DDB Сергей Кривоногов. "Расклад сил в России определяется глобальными процессами судьбами международных корпораций, считает председатель совета директоров Starcom MediaVest Group (SMG) Сергей Коптев. Только изменения на уровне крупнейших групп способны сильно изменить положение дел на нашем рынке". Вместе с тем в компаниях прогнозируют, что на рынке и дальше будут появляться новые игроки. По мнению председателя совета директоров BBDO-Russia Group Эллы Стюарт, речь может идти об "активно развивающихся рекламных группах второго эшелона". "Заинтересованный в развитии локальный рекламный бизнес способен на такие шаги, полагает Сергей Васильев из ВИ. Наверняка существуют большие польские, турецкие компании, которые хотели бы работать в России. Со временем, я думаю, следует ожидать и китайских рекламистов". "Поскольку конкуренция на приносящем наибольшие обороты медиабаинговом рынке (закупки рекламы в СМИ.Ъ) весьма высока и все клиенты поделены между сильнейшими игроками, более вероятно появление в России новых сильных креативных агентств, занимающихся созданием и разработкой рекламы", полагает госпожа Стюарт. Эксперты рынка отмечают, что рекламная индустрия в ближайшие годы останется сконцентрированной в Москве и Петербурге. "Процесс проникновения крупных агентств в регионы идет очень медленно, отмечает Сергей Коптев из SMG. Рекламисты всегда идут вслед за клиентом, когда у него появляется реальная необходимость в их услугах именно в этом регионе. Пока большую часть работ можно с успехом выполнить в центральном московском офисе". А по мнению Сергея Кривоногова, концентрация крупного рекламного бизнеса в Москве будет только нарастать. "Москва станет рекламным центром не только для всей России, но и для стран бывшего СНГ, считает он. Сильные игроки будут намеренно концентрировать все медиапланирование и креативную работу в столице. Если они и будут открывать региональные офисы, то только по просьбе какого-то клиента и это не будет носить массового характера". КоммерсантЪ |