16.11.2005

Телелидеры C Ариной Бородиной (7–13 ноября)



Два основных канала страны продолжают сохранять равные позиции. По предварительным данным TNS Gallup Media, объем среднесуточной доли канала "Россия" на минувшей неделе составил 22,8%, у "Первого канала" – 22,7%. По Москве "Первый" сохраняет лидерство – его доля 20,4%, у "России" – 17%. Канал НТВ в столице вновь достиг фактически своего традиционного уровня – 14,8%, по стране – 12,4%. Минувшая неделя не принесла никаких неожиданностей с точки зрения телевизионных предпочтений россиян и жителей Москвы. Судя по выборке самых популярных и, соответственно, самых рейтинговых проектов, выбор аудитории традиционен: зрителей больше всего интересовали сериалы и юмористические концерты. Но кроме явных предпочтений минувшая неделя вновь выявила весьма любопытную тенденцию скрытого противоборства двух подходов к телевизионному процессу на двух крупнейших каналах страны. На "Первом канале" пошла уже третья неделя показа сериала "Есенин", который вызвал очень бурную реакцию и большой общественный резонанс в СМИ. Канал позиционирует этот сериал как главный проект телесезона, и для этого вроде бы есть все атрибуты: история жизни Сергея Есенина, да еще положенная на детективную фабулу, в результате которой авторы фильма утверждают, что поэт был убит, а не повесился в гостинице "Англетер", как считается согласно общепринятой версии; известные актеры во главе с любимцем публики Сергеем Безруковым; более чем обширная промо-кампания и выступающие в качестве продюсеров два руководителя "Первого" – Константин Эрнст и Анатолий Максимов (эти две фамилии в титрах – неизменное свидетельство того, что сериальный проект прошел на канале своеобразную госприемку и получил сертификат качества). Зная щепетильность господ Эрнста и Максимова, их тщательный подход и вкус в отборе кино- и сериального материала для общенационального эфира и проката, трудно представить, что они поставили бы свои фамилии в титры "Есенина", если бы не были согласны с конечной версией этого представленного на суд зрителя сериального проекта. Поэтому на "Первом канале", видимо, отдавали себе отчет, что сериал вызовет большое количество во многом справедливых нареканий: многим критикам он напоминает лубок, пестрящий передергиванием исторических фактов и эпизодов жизни поэта и других известных людей, а также свидетельствующий о явной переоценке собственных возможностей и претензий на монополию образа Есенина как Виталием Безруковым (его книга положена в основу сценария, но, к счастью, существенно переработана известным киносценаристом Владимиром Валуцким), так и его сыном Сергеем Безруковым. Можно найти еще немало огрехов, в том числе и в работе режиссера сериала, но нельзя не отметить, что по законам телевизионного ремесла и технологии это крепко и динамично сбитый проект, в котором именно актерская игра, и порой излишний темперамент Сергея Безрукова в образе поэта Есенина держат кадр. Но именно отдавая себе отчет в минусах сериала, на "Первом канале", видимо, посчитали, что все они должны с лихвой окупиться тем интересом и дискуссией, которые вызовет у зрителей, критики и широкой общественности образ Сергея Есенина. А у какой-то части молодежи, возможно, даже появится желание изучить есенинскую поэзию. Во многом так и случилось.

Кстати, по данным TNS Gallup Media, подавляющее большинство зрителей "Есенина" – мужчины и женщины от 45 до 55 и старше (что логично – это самый активный зритель "Первого канала", как и канала "Россия"), но при этом среди зрителей немалый процент и тех, кому нет 17, и тех, кому от 25 до 34 лет (в числе последних преимущественно мужчины). Третью неделю страсти вокруг "Есенина" не утихают, разделив зрителей на тех, кто его активно приветствует, и тех, кто его активно не принимает. Как бы там ни было, канал своего добился и достиг главного: "Первый" уже не в первый раз заставляет не просто смотреть собственную сериальную продукцию, но еще и провоцирует зрителей на размышление и обсуждение увиденного на телеэкране, тем самым расширяя рамки обычного телевизионного формата до возбудителя общественного мнения.

Но эксперименты на телевидении, как известно, та область, которая может обойтись дорого. Любой отход от привычек традиционно консервативной аудитории старшего возраста может привести к потере части верных каналу зрителей. Если на первой неделе показа "Есенин" был в числе самых популярных проектов и его рейтинговая динамика была на уровне более 25-28% аудитории, то уже на второй неделе, согласно данным TNS Gallup Media, доля и по стране, и в столице заметно снизилась и составила порядка 20-21%, но сохраняла высокие рейтинги – 8-10%. "Есенин" остается вторым по популярности сериальным проектом в столице (после "Не родись красивой" на СТС) и совсем немного не дотянул до того, чтобы попасть в столичный Топ-10. С выбором аудитории всей страны ситуация иная и не менее любопытная. Здесь кроме традиционных лидеров – сериалов "Черная богиня" и "Обреченная стать звездой" на "России", которые обычно идут с долей более 30% и 25% соответственно,– на минувшей неделе вырвался в лидеры премьерный сериал Юрия Мороза "Дети Ванюхина". Этим сериалом на "России" очень гордятся. Он начинается на полчаса раньше, чем "Есенин", и, по сути, является прямым конкурентом сериала "Первого канала". "Дети Ванюхина" – это вполне качественная мелодрама, этакая семейная сага, в центре которой драматическая история двух семей на протяжении нескольких десятилетий. Если в Москве "Есенин" и "Дети Ванюхина" шли практически вровень, то по стране последний существенно вырвался вперед: с долей около 30% этот сериал вошел в число самых популярных проектов в стране. Однако на фоне страстей и бурной дискуссии вокруг "Есенина" "Дети Ванюхина" – качественный, но в общем традиционный и типовой по содержанию и форме сериал – остался в тени. Но цифры говорят о том, что аудитория более старшего поколения предпочитает этот сериал "Есенину". Это уже далеко не первый случай в противоборстве двух каналов, когда можно проследить различные подходы "Первого" и "России" к своей программной политике. При этом сталкиваются два разных взгляда на суть телевидения: что первично – телевизионный эксперимент с элементами новаторства в подходе к традиционному жанру, качество и технологии, прямая и открытая конкуренция или получаемые высокие рейтинги.

В этом смысле наблюдается прямая связь еще с одним программным ходом, который "вступил в силу" на минувшей неделе. Он имеет прямое отношение и к сериалу "Есенин", и к обоим каналам – "Первому" и "России". Как уже писал Ъ в "Телелидерах", появление на НТВ нашумевшего сериального хита "Бригада" одновременно с "Есениным" вряд ли можно считать случайным. Несмотря на шестой показ этого сериала в эфире (три показа были на канале "Россия" и два – на Ren TV), он по-прежнему, как и предсказывал Ъ, востребован аудиторией и идет с достаточно высокими рейтингами – долей аудитории 19-20% в Москве и около 16-17% по стране, что для НТВ несомненный рекорд. Впрочем, в День милиции каналу все-таки хватило такта, и даже в ущерб рейтинговой динамике на НТВ не рискнули ставить в прайм-тайм бандитскую сагу: на один день "Бригаду" прервали, благоразумно приурочив к празднику милиции повтор серии "Оперов", где работники правопорядка выглядят вполне обаятельными служаками, а не коррумпированными циниками.

Права на "Бригаду", как известно, принадлежат каналу "Россия", который в очередной раз произвел обмен с НТВ в отношении сериальной и кинопродукции. О том, что и в "Есенине", и в "Бригаде" с разницей в полчаса главный исполнитель Сергей Безруков играет то рефлексирующего бандита, то бесшабашного поэта-романтика, повторять нужды нет. Кроме того, в "Бригаде" и "Есенине" мать Саши Белого и Сергея Есенина играет одна и та же актриса – Валентина Теличкина, а в роли одной из возлюбленных героя в обоих сериалах выступает Екатерина Гусева. Все это лишь сильнее размывает образы героев обоих сериалов и вынуждает зрителя на совершенно лишние в данном случае (по отношению и к "Есенину", и к "Бригаде") логические параллели – между двумя абсолютно разными героями в исполнении одного актера. И, конечно же, трудно представить, что показ "Бригады" на НТВ в эти дни является случайным. То, что "Есенин" на "Первом" начнется сразу после окончания "Охоты на изюбря", стало понятно еще в октябре, да и программисты НТВ не могли не видеть сроки начала сериала "Есенин" в сетке еще за неделю до того, как была заявлена "Бригада". И на НТВ вполне реально могли поставить другой сериал, но делать этого почему-то не стали или не захотели.

Конечно, "Бригада" не является прямым конкурентом "Есенина" (напротив, сериал скорее уводит с "России" часть аудитории программы "Вести", которая идет практически одновременно с "Бригадой"), но то, что в этом есть иной, не менее существенный фактор, характеризующий конкурентную среду между каналами отнюдь не как открытую,– факт несомненный. К тому же на НТВ вряд ли бы рискнули поставить "Бригаду", если бы, к примеру, "Есенин" шел в это же время на "России". Даже при острой нехватке высоких рейтингов для НТВ такой шаг представить трудно. И на НТВ, и на "России" при таком стечении обстоятельств все-таки руководствовались бы понятием корпоративной солидарности с коллегами. А вот в отношении "Первого канала" на НТВ почему-то поступили иначе. Конечно, было бы преувеличением считать, что "Бригада" оказывает прямое влияние на падающие рейтинги "Есенина". Во многом это выбор и реакция зрителя. Но отрадно, что телевидение все-таки оставляет выбор – кому-то милее обкатанные и привычные формы сериалов, кому-то ближе провокативный телематериал. Последний хорош тем, что все-таки заставляет размышлять и думать. Телевидение сейчас нечасто предоставляет такую возможность. И пока "Первый" в этом лидирует.

Десять самых популярных проектов у московской аудитории

Место проекта в
рейтинге (место
проекта на
предыдущей неделе)*

Название проекта

Канал

Дата
эфира

Рейтинг
(%)**

Доля
(%)***
1 (–)"Юрмала-2005".
Международный фестиваль
юмора
"Россия"11.1112,128,4
2 (–)"Воскресное 'Время' с
Петром Толстым"
"Первый канал"13.111226,3
3 (–)"Кто хочет стать
миллионером?"
"Первый канал"12.1111,628,9
4 (–)"Умора-2005""Первый канал"12.1111,526,5
5 (9)Сериал "Не родись
красивой"
СТС9.1111,226,2
6 (5)"Время""Первый канал"11.111126,7
7 (–)"Бисквит братьев
Пономаренко".
Юмористический концерт
"Первый канал"12.111124,6
8 (–)"Праздничный концерт к
Дню милиции"
"Первый канал"10.1110,526,7
9 (–)"КВН-2005". Высшая лига"Первый канал"11.1110,125,1
10 (–)"Чистосердечное
признание"
НТВ13.111023,6


Десять самых популярных проектов у российской аудитории

Место проекта в
рейтинге (место
проекта на
предыдущей неделе)*

Название проекта

Канал

Дата
эфира

Рейтинг
(%)**

Доля
(%)***
1 (–)"Юрмала-2005".
Международный фестиваль
юмора
"Россия"11.1114,235,2
2 (10)Сериал "Черная богиня""Россия"7.1012,934,2
3 (–)Сериал "Дети Ванюхина""Россия"8.1112,628
4 (–)"Кто хочет стать
миллионером?"
"Первый канал"12.1112,231,4
5 (–)"Бисквит братьев
Пономаренко".
Юмористический концерт
"Первый канал"12.111228,9
6 (–)Сериал "Таежная стража""Россия"7.1111,830
7 (–)"Умора-2005""Первый канал"12.1111,829
8 (8)"Время""Первый канал"10.1111,524,7
9 (–)Юбилейный концерт Кима
Брейтбурга
"Россия"13.1111,328,9
10 (–)"Праздничный концерт к
Дню милиции"
"Первый канал"10.1110,926,7