Команда на вылет. Аэропорт Шереметьево буквально выгоняет чартерных перевозчиковИРИНА РУСАНОВА ЮЛИЯ КАРУЛИНА Вчера министр транспорта Игорь Левитин предложил им на время реконструкции существующих терминалов Шереметьева и строительства нового перейти в другие аэропорты Московского авиаузла. Последние оставшиеся в аэропорту чартерные компании - ВАСО и "Континентальные авиалинии" - уже подумывают о переходе во Внуково. "В Шереметьеве должны остаться компании, выполняющие регулярные рейсы, и получать качественное обслуживание",- заявил вчера министр транспорта Игорь Левитин, возглавляющий совет директоров ОАО "Международный аэропорт Шереметьево". По его словам, чартерные авиакомпании непостоянны: сегодня летают, а завтра нет,- и могут перейти из Шереметьева в другие аэропорты Московского авиаузла. Ведущая авиакомпания страны и Шереметьева- "Аэрофлот" - поддерживает политику своего базового аэропорта. "Шереметьево не справляется с пассажиропотоком. Наверное, правильно таким образом разгрузить его в преддверии реконструкции",- говорит руководитель пресс-центра "Аэрофлота" Ирина Данненберг. "Аэропорту Шереметьево необходимо сконцентрироваться на предоставлении услуг "Аэрофлоту" и западным авиакомпаниям, которые приносят ему основной доход",- соглашается ведущий эксперт ОАО "НИИ экономики авиационной промышленности" Олег Пантелеев. Он говорит, что по сравнению с регулярными рейсами чартерные менее привлекательны для аэропорта, поскольку их пассажиры менее платежеспособны и, соответственно, меньше денег тратят в магазинах и ресторанах в аэропорту. "Шереметьево не первый год прижимает чартерные рейсы: то повышает плату за слоты, то вовсе переносит чартеры на ночь",- напоминает пресс-секретарь Российского союза туристической индустрии Ирина Тюрина. Действительно, вот уже четыре года Шереметьево различными методами ужесточает режим работы в аэропорту чартерных авиакомпаний. В 2002 году, в частности, были введены дополнительные сборы с каждого пассажира нерегулярного рейса в размере от $5 до $7. Если перевозчики отказывались платить эти деньги, им предлагалось неудобное время вылета и прилета (слоты). После вмешательства Федеральной энергетической комиссии сборы были отменены. А в июле прошлого года Шереметьево решило перенести нерегулярные рейсы на ночь из-за невыполнения чартерными авиакомпаниями своих заявок, правда, из-за протеста перевозчиков аэропорт отказался и от этой идеи. "Однако мы не заметили, чтобы все эти меры как-то отразились на сервисе аэропорта: там каждый раз длинные очереди на паспортный контроль",- утверждает Тюрина. Впрочем, результат действий аэропорта налицо. Как отмечает заместитель генерального директора компании Natalie Tours Татьяна Чувилкина, все более или менее крупные чартерные компании уже перешли в Домодедово, а те, что помельче,- во Внуково. Тем не менее пока Шереметьево занимает весьма заметную долю рынка чартерных перевозок: согласно данным Транспортной клиринговой палаты за август (пик летнего туристического сезона), по количеству пассажиров нерегулярных рейсов у Внукова 13,2% этого рынка, у Домодедова 69,3%, а у Шереметьева 17,5%. В основном этот поток Шереметьеву обеспечивают единственные оставшиеся у него заметные игроки - "Континентальные авиалинии" и ВАСО. Вчерашнее заявление Игоря Левитина наверняка поспособствует их скорейшему уходу из аэропорта. ВАСО уже переводит часть рейсов во Внуково. Рассматривают такую возможность и "Континентальные авиалинии". "У нас договор с аэропортом Шереметьево до марта, но мы не исключаем частичного или даже полного перехода во Внуково в любое время",- говорит коммерческий директор авиакомпании Надежда Савина. Внуково, в свою очередь, по словам заместителя генерального директора "Внуково-Хендлинг" Игоря Кравчука, также готово в любое время принять чартерных перевозчиков. По мнению Тюриной, туроператоры к возможному уходу этих авиакомпаний из Шереметьева отнесутся с пониманием, тем более что за последние годы они привыкли к ротации аэропортов. Впрочем, как считает Татьяна Чувилкина, после реконструкции двух действующих терминалов Шереметьева и строительства третьего аэропорт без труда сможет вернуть ушедшие чартерные авиакомпании; для этогодостаточно предложить им льготные условия и хорошие цены. "Внуково к тому времени может оказаться перегруженным",- замечает она. На то, что ушедших перевозчиков удастся легко вернуть, похоже, рассчитывает и Игорь Левитин, пригласивший чартерные авиакомпании в новый аэропортовый комплекс по завершении всех строительных работ. Ожидается, что к 2008 году пропускная способность Шереметьева превысит 20 млн человек в год. Деловая газета "Бизнес" |