Мышка-наружка. В Сургуте закончили работу над правилами распространения наружной рекламы26 октября органы местного самоуправления закончили работу над правилами распространения наружной рекламы. И хотя правила вступят в действие только после публикации в одной из местных газет, уже сегодня они вызывают неподдельный интерес у обывателей, но прежде всего — у самих рекламораспространителей. В Сургуте это уже вторая попытка принятия таких правил. Первая закончилась печально: правила, разработанные Думой в 2001 году, просуществовали совсем недолго и были отменены на основании протеста прокурора города. На первый взгляд, новые правила имеют массу достоинств. В них, по словам заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства, главного архитектора Алексея Усова, больше конкретики и ясности. «Новые правила более четко выделяют требования к проектированию, размещению, эксплуатации наружной рекламы, а также содержат специальные технические требования к объектам рекламы в зависимости от их типов. Изменен, дополнен и конкретизирован порядок оформления разрешительной документации», — заявил он. Одно из ноу-хау документа — требования размещения наружной рекламы на основании разработанных проектов, также вводится целый ряд технических требований и ограничений, чего ранее не было. Несколько рекомендательный характер, который носит сегодня «восставший из пепла» ГОСТ, позволил сургутским чиновникам убрать его с глаз долой при разработке новых правил. Сие своеволие Усов объяснил так: «Федеральный закон говорит сегодня о том, что ГОСТ не является обязательным для исполнения. В то же время правила, которые принимает орган местного самоуправления, являются обязательными для исполнения на территории города всеми субъектами». К тому же ГОСТ, по его словам, изначально писался для загородных территорий, для межпоселенческих автомобильных дорог. Разработанный проект размещения объекта наружной рекламы, по новым правилам, — «счастливый билет». Так как требования, которые прописаны в правилах, применяются лишь в том случае, если отсутствуют разработанные проекты размещения объектов наружной рекламы. Например, при отсутствии проектов размещения объектов наружной рекламы не допускается размещение наружной рекламы на расстоянии менее 70 метров между соседними щитовыми установками, на расстоянии менее 20 метров от остановок общественного транспорта. Расстояние от нижнего края рекламного щита до поверхности дороги должно быть не менее четырех с половиной метров и так далее. Но при разработке проектов эти расстояния могут быть изменены: как уменьшены, так и увеличены, только это должно быть обосновано проектом. «Мы сознательно вводим это положение, — пояснил Усов. — Потому что, на наш взгляд, нельзя жестко подогнать под одни стандарты разные градостроительные ситуации». Что немаловажно для рекламораспространителей — так называемая базовая ставка осталась на прежнем уровне. Правда, есть одно «но»: правилами вводится возможность организации и проведения торгов по предоставлению права размещения рекламных носителей. В этом случае базовая ставка будет лишь начальной стоимостью торгов. Критерий в этом случае, по словам Усова, — «кто даст больше». После того, как будут разработаны проекты размещения рекламных носителей на тех или иных улицах, в соответствии с этими проектами будут выявлены свободные места. Места и будут предоставляться на торгах. Этот нюанс, на самом деле, — хороший подарок монополистам, так как именно их голос будет решающим на торгах, представляющих для них интерес. А «голос» малого бизнеса в сфере рекламы мы вскоре не услышим, разве что на тех торгах, где предложат совсем никчемные «серые» места для размещения рекламных носителей. Еще один важный вопрос: кому на этот раз будет производиться плата за размещение рекламных объектов? Прошлые правила предусматривали, что за любой рекламный носитель на любой территории города распространитель должен, заключив договор с администрацией, вносить регулярную плату в городской бюджет. Что, кстати, и было одним из оснований для протеста прокуратуры. По новым правилам конструкция устанавливается и эксплуатируется на основании договора между собственником того участка, на котором эта конструкция размещается. Соответственно, договоры с администрацией будут заключаться лишь в том случае, если рекламная конструкция расположена либо на землях общего пользования (это территория всех улиц), либо на муниципальных объектах недвижимости (как в настоящее время происходит с рекламой на фасадах жилых домов). Если рекламный носитель размещается на объекте недвижимости, принадлежащем какому-либо другом собственнику или арендатору, в этом случае договоры должны быть заключены с ним, а не с администрацией. В то же время обязательным для всех является получение разрешения от органа местного самоуправления и уплата госпошлины за выдачу разрешения. «Но это установлено не правилами, — поспешил добавить Усов, наученный горьким опытом. — Правила просто констатируют факт, который установлен Налоговым кодексом РФ. В том числе и размер этой госпошлины — полторы тысячи рублей». Кстати За 2004 год за выдачу разрешений в бюджет поступило порядка 300 тысяч рублей. Договоры стали заключать с начала 2005 года. Уже заключено договоров на сумму два миллиона 747 тысяч рублей. Сейчас активно идет работа по заключению договоров с рекламораспространителями. По итогам трех кварталов в городской бюджет поступили средства в сумме один миллион 837 тысяч рублей. Кроме того, договоры на размещение рекламы заключает дирекция единого заказчика (это то, что на жилых домах). В 2005 году ДЕЗом заключено договоров на один миллион 680 тысяч рублей, по которым поступило в бюджет 880 тысяч рублей. Более существенным источником поступления в бюджет от рекламы с января 2005 года является единый налог на вмененный доход. // Елена Семенова, «Новый город (Сургут)» Outdoor.Ru |