17.11.2005

Война по прайс-листам. Закупочный альянс, заключенный недавно между "Седьмым континентом" и группой компаний "Виктория", принес неожиданные результаты



ПЕТР МИРОНЕНКО
ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
МАРИНА НОСКОВИЧ
ИГОРЬ ИВАНОВ

Обмен прайслистами с партнером стал причиной конфликта "Седьмого континента" с поставщиками, которых сеть обвиняет в завышении цен. Ряд производителей уже поплатился за это местом на полках "Седьмого континента".
Как рассказали "Бизнесу" попросившие об анонимности поставщики "Седьмого континента", сеть оказалась втянута в конфронтацию с целым рядом производителей и дистрибуторов. "Все началось с заключения закупочного альянса между "Седьмым континентом" и группой компаний "Виктория" в конце сентября",- рассказывает один из поставщиков напитков. По его словам, когда сети договорились об объединении закупок, естественным первым шагом стал обмен прайс-листами. "Когда "Седьмой континент" получил прайсы "Виктории", закупщики обнаружили, что по некоторым позициям цены у "Виктории" были лучше",- рассказывает источник. Руководство сети это разозлило: дело в том, что в типовых договорах "Седьмого континента" (их условия опубликованы на сайте сети) содержится требование "гарантии, что цена поставки в "Седьмой континент" не выше, чем в другие торговые сети и крупные универсамы". Правда, по словам крупного поставщика алкоголя, это требование было довольно просто обойти.
"Например, более низкая цена просто оформлялась как постоянная промоакция, а в таких случаях более низкая цена допускается",- говорит он.
По прошествии некоторого времени "Седьмой континент" начал действовать. В октябре поставщикам было объявлено, что нарушители требования одинаковых цен будут оштрафованы. В конце месяца, как рассказал "Бизнесу" один из поставщиков сети, "Седьмой континент" прекратил выплаты некоторым не заплатившим штрафы поставщикам за уже отгруженный с отсрочкой платежа товар. А на днях поставщики получили новое дополнение к договору о сотрудничестве (оно имеется в распоряжении "Бизнеса"). В нем, в частности, содержится требование, чтобы в случае проведения промоакцийв других сетях аналогичные акции обязательно были проведены и в "Седьмом континенте".
Поставщиков действия "Седьмого континента" возмущают. "Сейчас нашей компании "Седьмой континент" должен 15 млн руб., однако они отказываются выплачивать нам эту сумму",- говорит один из поставщиков. Причем, по словам собеседника "Бизнеса", сам дистрибутор действовал согласно договору и поставлял товар во все сети, с которыми работал, по одинаковым ценам.
"Конечно, в "Виктории" цены на тот же брэнд могут быть ниже, ведь с ними работает другой дистрибутор, который не связан обязательствами с "Седьмым континентом". Тем не менее нас обвинили в нарушении договора, а как мы можем заставить других поставщиков, которые занимаются нашим брэндом, снизить цену, если у них, например, лучшие условия у производителя",- возмущается источник "Бизнеса". К тому же, по его мнению, более выгодные условия поставок для других ритейлеров объясняются тем, что в отличие от них у "Седьмого континента" нет распределительного центра. "Доставка по отдельности в 94 московских магазина разных форматов обходится существенно дороже",- указывает поставщик.
Особенно серьезные проблемы возникли у поставщиков, работающих на высококонкурентных рынках, в частности, на пивном. Так, в "Седьмом континенте" полтора месяца не была представлена продукцию сразу трех крупных производителей - Sun Interbrew, Heineken и SABMiller.
Представители последних двух компаний отказались от комментариев, а национальный директор Sun Interbrew по работе с ключевыми клиентами Жанна Кучина подтвердила, что продукции всех трех компаний нет в сети именно в результате конфликта с дистрибуторами по поводу прайсов "Виктории". Впрочем, сейчас все три компании договорились с "Седьмым континетом", и в ближайшее время, рассказала Жанна Кучина, "наша продукция появится в магазинах сети". Однако, по ее словам, в Sun Interbrew не согласны с требованием "Седьмого континента" компенсировать скидки, которые предоставляются другим сетям на проведение промоакций. "Для нас "Седьмой континент" не является основным генератором объема продаж, но это важный имиджевый клиент.
Мы были готовы на какое-то время приостановить отгрузки в сеть, пока не нашли взаимовыгодные условия",- поясняет Кучина.
Конкуренты "Седьмого континента" согласны с поставщиками сети. ""Седьмой континент" действует очень жестко. Непонятно, почему они претендуют на цены Auchan или Metro: магазины сети "Седьмой континент" распылены по городу, и транспортные издержки очень высоки",- говорит замгендиректора сети "12 месяцев" Октам Аликулов. "Неправильными и некорректными" называет условия "Седьмого континента" и пресс-секретарь "Патэрсона" Надежда Сенюк. "Каждая сеть пытается получить максимально низкие цены, но все сети разные, поэтому цена формируется исходя из большого количества факторов, и сравнивать цены не очень корректно",- говорит она. Впрочем, наступило время, когда сети диктуют условия поставщикам, поэтому последние вынуждены соглашаться, констатирует Сенюк.
В "Седьмом континенте" "Бизнесу" сказали, что ситуацию с каждым поставщиком надо рассматривать отдельно.
""Седьмой континент" действует в рамках законодательства, в том числе в области договорных отношений,- заявила "Бизнесу" пресс-секретарь сети Екатерина Лесина.- Если у кого-то из поставщиков есть претензии, мы готовы их выслушать. Если они считают, что их права нарушены, они могут обратиться в суд".



Деловая газета "Бизнес"