Fokker 100 влетит в Россию без сертификата. "Аэрофлот-Дон" закупит до пяти самолетов в 2006 годуКак стало известно Ъ, ОАО "Аэрофлот-Дон" (дочерняя компания "Аэрофлота") нашло способ начать эксплуатацию голландского пассажирского самолета Fokker 100, уже снятого с производства и не сертифицированного в России. Перевозчик намерен воспользоваться статьей 83bis Чикагской конвенции, по которой России на время могут быть делегированы полномочия по контролю за поддержанием летной годности воздушных судов. Официально в Минтрансе инициативу "Аэрофлот-Дона" не комментируют, но, по данным Ъ, авиакомпания уже заручилась поддержкой ведомства. Первые Fokker она планирует получить в феврале 2006 года. Как рассказал вчера Ъ гендиректор "Аэрофлот-Дона" Михаил Крицкий, авиакомпания собирается взять в операционный лизинг на три года (с возможной пролонгацией договора до пяти лет) три пассажирских реактивных региональных самолета Fokker 100 голландского производства вместимостью 107 мест. Поставки планируется начать в феврале 2006 года. Не исключено, что впоследствии парк Fokker будет увеличен до пяти машин. "Мы близки к подписанию протокола о намерениях с лизингодателем. Уже подготовлено четыре экипажа, прошедших обучение во Франции. Есть ряд организационно-процедурных вопросов, которые согласовываются с Минтрансом",– уточнил господин Крицкий. Имя лизингодателя в "Аэрофлот-Доне" назвать пока отказываются. В авиакомпании Germania, являющейся одним из самых крупных эксплуатантов машин Fokker 100 (19 самолетов) и год назад при посредничестве минтранспорта Германии предлагавшей организовать их массовый завоз в Россию, вчера сообщили, что сейчас свободных лайнеров у них нет. Напомним, впервые топ-менеджер "Аэрофлот-Дона", эксплуатирующего Ту-134 и Ту-154, объявил о планах взять в лизинг самолеты Fokker в апреле этого года. ОАО "Аэрофлот–Российские авиалинии", владеющее контрольным пакетом перевозчика, эту инициативу поддержало. Однако Fokker 100, как и другие модели обанкротившегося Fokker, в России не сертифицированы, а Межгосударственный авиационный комитет неохотно идет на сертификацию типа воздушных судов, выпуск которых прекращен. Однако "Аэрофлот-Дон", похоже, нашел выход из ситуации – самолеты будут эксплуатироваться без сертификации. Как рассказал Ъ источник, знакомый с планами компании, "Аэрофлот-Дон" намерен воспользоваться нормами международного права. Речь идет о статье 83bis Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагской конвенции). В соответствие с ней две страны могут заключить в отношении воздушного судна, эксплуатируемого на условиях аренды, фрахтования или лизинга, соглашение, по которому одно из государств передает другому полномочия по контролю за поддержанием летной годности или надзору за техническим обслуживанием самолетов. Официально в Минтрансе отказались комментировать эту тему. Однако источник Ъ в ведомстве подтвердил, что "Аэрофлот-Дон" обращался с подобным предложением. "По нашему мнению в таком случае (применения норм Чикагской конвенции.– Ъ) сертификация действительно не требуется. С какой страной 'Аэрофлот-Дон' договорится, с той и будет подписано межгосударственное соглашение",– сообщил собеседник Ъ. Правда, другой источник, близкий к Минтрансу, добавил, что прорабатываемый сейчас документ в отношении Fokker 100 "вызывает много вопросов у министерских юристов". Участники рынка перспективы Fokker 100 в России оценили по-разному. Гюнтер Зайбт, генпредставитель Germania в России и СНГ охарактеризовал самолет "как экономически эффективный", уточнив, что он потребляет вдвое меньше топлива, чем Ту-134. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак согласен с такой оценкой, однако уточняет, что если в России будут летать меньше двух десятков Fokker 100, то их эксплуатация, включая техобслуживание, "окажется разорительной". СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН КоммерсантЪ |