Косолапый Michael из сказки "Единой России". "АСМ-холдинг" предпринимает очередную попытку возродить проект "народных" автомобилей "Мишка"АЛАН ХУРУМОВ "АСМ-холдинг" предпринимает очередную попытку возродить проект "народных" автомобилей "Мишка", который компания продвигала совместно с движением "Единство" (ныне - партия "Единая Россия"). "Мишку" переименовали в Michael, а предполагаемая стоимость выросла с $2 тыс. до $3 тыс. К 2007 году производство Michael планируется организовать на построенном с нуля заводе в Краснодаре. Объемы производства должны составить 250- 300 тыс. машин в год, предполагаемые инвестиции - почти $400 млн, правда, источник финансирования неизвестен. Не сообщается и о том, предполагается ли поддержка проекта "по партийной линии". Российская "народная" малолитражка была разработана "АСМ-холдингом" совместно с американской компанией Venture Industries, специализирующейся на дизайнерских разработках и производстве пластмассовых деталей для автомобилей, в 1997 году. Новый автомобиль должен был производиться из пластмассы на базе металлического каркаса. Предполагалось, что "Мишка" составит конкуренцию "Оке" и будет стоить в рознице около $2 тыс. Тогда рассчитывали производить до 200 тыс. "Мишек" в год, а в качестве потенциальных партнеров по сборке назывались АМО ЗИЛ и "Москвич". Модельный ряд должен был составить около пяти моделей. Судьба автомобиля была взята под контроль движением "Единство", как говорят, даже название машины придумал его лидер Борис Грызлов. Однако дата начала производства все время отодвигалась: вначале назывался 2001 год, потом 2003-й, потом- 2005-й. Сейчас "АСМ-холдинг" пытается в очередной раз реанимировать проект. Как рассказал "Бизнесу" гендиректор "Кавказ-М" (компании, его реализующей) Владимир Токарев, производство автомобиля планируется начать в июле 2007 года, в 2008 году оно должно выйти на проектную мощность в 250-300 тыс. машин в год. Инвестиции в проект составят $391 млн, срок окупаемости - четыре года. По словам Токарева, инвестором стало частное лицо, имя которого не раскрывается. По неподтвержденной информации, это ассоциация промышленных и финансовых предприятий в Южном федеральном округе "Южный союз". В первоначальные планы также были внесены изменения. Во-первых, "Мишку" переименовали в Michael. Владимир Токарев объясняет это "переводом названияна международный язык". Во-вторых, модельный ряд расширили до десяти автомобилей, причем их стоимость возросла до $3- 5 тыс. Машины оснастят бразильскими двигателями BMV (1,4 л), использующимися на Volkswagen Beetle ("Жук"). Токарев утверждает, что автомобили отвечают современным нормам безопасности, а также экологическим стандартам "Евро-3". В планах краснодарской компании монополизировать российский рынок в сегменте автомобилей класса А. "Самая дешевая импортная машина в этом сегменте сегодня - Daewoo Matiz - значительно уступает Michael по цене",- говорит Токарев. Эксперты сомневаются в перспективах проекта. По подсчетам генерального менеджера по маркетингу группы "Рольф" Валерия Тараканова, чтобы в срок окупить заявленные инвестиции, компании придется ежегодно продавать по 200 тыс. автомобилей при прибыли с каждой машины 20%. Между тем уровень рентабельности успешного автопроизводителя, утверждает он, редко превышает 5%. "Разработанная специалистами Venture технология позволяет резко снизить себестоимость автомобилей",- парирует Токарев. По его словам, часть краснодарских машин будет закупаться государством для инвалидов. Планируется также выйти на рынки стран СНГ и Ближнего Востока. "Посол Ирака уже заявил о готовности закупать до 20% произведенных автомобилей",- утверждает Токарев. В пресс-службе "Северсталь-авто", которой принадлежит завод ЗМА, где производится "Ока", планы "Кавказ-М" комментировать отказались, назвав их "несерьезными". Тараканов считает, что "Мишка" изжил себя. "Время примитивных автомобилей прошло. Потребителям нужны машины, отвечающие стандартам безопасности и комфорта, а Michael этим параметрам не соответствует",- уверен он. Подтвердить заинтересованность "Единой России" в проекте в пятницу не удалось. Деловая газета "Бизнес" |