21.11.2005

Последнее звено - туалетная бумага. Еще на позапрошлой неделе Koch Enterprises был самым ревностно охраняемым корпоративным секретом Америки



АЛЛИСТЕР ХИТ (ALLISTER HEATH)

Бизнес этого сверхуспешного конгломерата объединял нефтеперерабатывающие заводы и трубопроводы, химические продукты, минеральное сырье, удобрения, скотоводческие ранчо и торговлю. Однако после того как на прошлой неделе Koch Enterprises за $21 млрд купил ведущего производителя бумаги Georgia-Pacific, в Америке появится крупнейшая частная компания с годовым оборотом $80 млрд.
За последние 40 лет Koch под руководством Чарльза Коха (Charles Koch), председателя совета директоров и СЕО, и его брата Дэвида Коха (David Koch), исполнительного вицепрезидента, вырос в 1600 раз, то есть в 15 раз быстрее рынка ценных бумаг. Каждый из руководителей компании сейчас обладает состоянием в $4,5 млрд. Темпы роста компании ставят братьев в одну весовую категорию с инвестиционным гуру Уорреном Баффетом (Warren Buffet), боссом Berkshire Hathaway.
Сделка прошлой недели стала рекордной по нескольким показателям сразу. Это крупнейшее в истории поглощение публичной промышленной компании частной фирмой.
Сделка частично финансировалась из 13-миллиардного займа, предоставленного Citigroup, а это, по некоторым оценкам,- самый большой кредит, когдалибо выдававшийся одной компании одним банком.
Koch заплатит наличными $13,2 млрд и примет на себя $7,8 млрд долга Georgia-Pacific.
Koch при покупке оценил Georgia-Pacific в $48 за акцию, что на 38,5% выше рыночной стоимости до предложения.
Это заставляет задуматься о том, как рынок мог не заметить столь ценную компанию и почему частная фирма может себе позволить выплачивать такую огромную премию, если считается, что главная цель размещения акций на рынке состоит именно в том, чтобы снизить затраты на получение капитала. Ответ, похоже, таков: затраты на заемный капитал у Koch существенно ниже, чем у Georgia-Pacific. Lehman Brothers утверждает, что ставка по кредиту для Koch была ниже, по всей вероятности, на 1,1%. Это означает $3 млрд от стоимости предприятия, или 75% премии, выплаченной Koch. Это невероятные цифры.
У потрясающего успеха Koch есть несколько причин.
Первая, несомненно, в том, что компания целиком принадлежит семье Кох и горстке близких людей, связанных с ними очень долго. Это позволило компании вести долгосрочное планирование и избежать недолговечныхвеяний моды. Далее, семья Кох реинвестирует около 90% доходов в свой бизнес и превращается в огромный конгломерат: и то и другое на Уолл-стрит - запрещенные приемы.
Частные компании снова вошли в моду лишь несколько лет назад. Но Koch был на рынке уже давно - дольше, чем кто-либо другой. Полный контроль позволил семье Кох создать необыкновенно сильную и успешную корпоративную культуру. Огромный интерес к австрийской экономической школе, возглавляемой Фредериком фон Хайеком (Friedrich von Hayek), Людвигом фон Мизесом (Ludwig von Mises), Израэлем Кирцнером (Israel Kirzner) и их коллегами, подчеркивающими роль рыночного процесса как механизма генерирования информации и превосходства свободной конкуренции над государственным вмешательством в экономику, позволил Чарльзу Коху разработать уникальную управленческую философию - рыночный менеджмент.
В ней основное внимание уделяется предпринимательству, практическому обучению, сокращению потерь и вознаграждению работников за их вклад в создание корпоративного богатства. Идея состоит в том, чтобы воспроизвести максимально возможное количество рыночных механизмов внутри корпорации, включая, например, имущественные права. Все работники Koch должны изучать экономику "по-австрийски" и рыночный менеджмент, такие занятия уже начались и в Georgia-Pacific.
До этой сделки Koch работал практически исключительно "за кулисами", продавая свою продукцию другим компаниям, а не конечным потребителям или розничным торговцам. Приобретение одного из лидеров рынка товаров широкого потребления, владеющего многими известными брэндами, это изменит: теперь Koch придется конкурировать с такими лидерами, как, например, Procter and Gamble.
Хотя бумажный бизнес достаточно похож на многие другие промышленные бизнесы, Koch цикличен, производит товары широкого спроса и, вероятно, больше подходит для частного владения из-за неизбежных колебаний прибыли - конкуренция в секторе брэндированных товаров станет главным вызовом для Чарльза и Дэвида Кохов.



Деловая газета "Бизнес"