22.11.2005

Табачники потратились на вредные привычки



Сразу после Дня отказа от курения "Бритиш Американ Табакко" объявила о крупных вложениях в свои российские заводы. По сравнению с цивилизованными рынками, «табачная» Россия напоминает Дикий Запад.

Компания "Бритиш Американ Табакко" намерена инвестировать $170 млн. в развитие своих трех российских табачных фабрик. Всего в период с 1997г. по 2004г. объем инвестиций БАТ в российскую экономику составил уже более $520 млн.

Вложились

Первым шагом в освоении средств стало открытие логистического центра компании "Бритиш Американ Тобакко-Россия" ("БАТ-Россия") в Петербурге. Как сообщили в пресс-службе компании, объем прямых инвестиций в проект составил $20 млн. Строительство центра на базе ЗАО "БАТ-СПб" площадью 27,5 тыс. м2 началось в октябре 2004г. Генподрядчиком выбрали компанию Quattrogemini LTD (Финляндия). Логистический центр позволит обеспечить хранение и распределение табачного сырья, упаковочных материалов, полуфабрикатов, импортированных из других стран, а также готовой продукции, производимой тремя фабриками компании "БАТ-Россия". Напомним, что кроме "БАТ-СПб", БАТ в России принадлежат фабрики "Ява-Москва" и "БАТ-Саратов". В настоящее время на "БАТ-СПб" работает около 500 человек. В ноябре компания планирует выпустить 1,5 млрд. штук сигарет.

Вредные привычки

Любопытно, что заявление о крупных вложениях в экономику России табачники сделали на следующий день после широко разрекламированного Дня отказа от курения. Надо сказать, что в Российской Федерации по причинам, связанным с курением, ежегодно умирают 300–400 тысяч человек. Тем не менее, сигарета прочно вписалась в жизнь общества. Для многих курить так же естественно, как умываться, чистить зубы, есть, пить. Установлено, что до 90% людей начинают курить с молодости. Средний возраст начинающих курильщиков в России — 11 лет. В седьмых-восьмых классах систематически курят 8–12% учеников, в девятых-десятых — уже 21–24%.

Клондайк

На зрелых рынках табачных изделий, таких как в США и некоторых странах Евросоюза, объемы продаж сигарет неуклонно снижаются. Притом, что американский рынок по-прежнему велик, - там продается около 390 млрд. сигарет в год, - табачные компании, связанные по рукам и ногам ограничениями на рекламу, вынуждены прибегать к ценовой конкуренции. А снижение цены, как известно, плохо сказываются на размерах прибыли. В такой ситуации компаниям остается одно: сосредоточить свои маркетинговые усилия в таких странах, как Россия, где, по оценкам аналитиков, продажи сигарет растут приблизительно на 2% в год. В год здесь продается около 300 млрд. сигарет. «Если говорить о том, что разрешено в рекламе, Россия по сравнению с другими европейскими рынками - это Дикий Запад», - говорит Мартин Стейник, аналитик табачных рынков в лондонском отделении банка J.P. Morgan Chase. Пока в России разрешено печатать рекламу сигарет на внутренних страницах журналов и размещать наружную рекламу с единственным условием - не ближе 100 м от школ.

Елена Грибанова

Деловой Петербург