Телелидеры с Ариной Ъ-БородинойПозиции каналов на минувшей неделе остались практически неизменными. По предварительным данным TNS Gallup Media, объем среднесуточной доли канала "Россия" составил 23,3%, у "Первого канала" – 21,3%. В столице разрыв между госканалами почти такой же – 18,6% против 17,9% соответственно. Позиции НТВ в Москве остаются на стабильном для канала уровне – 14,9%. По стране доля канала немного выросла и оказалась максимальной за последнее время – 13,4%. Практически все прогнозы, которые давал Ъ в "Телелидерах" на прошлой неделе, полностью оправдались. Более того, ситуация прошлой недели повторилась почти полностью. Особенно заметно это было в Москве: в числе самых рейтинговых вновь оказались исключительно те проекты, в которых подробно рассказывается о частной жизни популярных людей, их быте, образе жизни и прочих "скандалах, интригах, расследованиях" (именно так звучит основной слоган самой популярной на этой неделе в Москве "Программы 'Максимум'"). Ъ сразу предполагал, что фильмы "Моя жестокая няня" и "Андрей Миронов и его женщины" на "Первом канале" обязательно попадут в число проектов-лидеров. Так и получилось: оба проекта в Москве смотрело более трети всех включивших телевизор. Как и на прошлой неделе, в числе самых популярных все те же кричащие названия в циклах: "Профессия – репортер" с фильмом Ильи Зимина "Звезда на вырост" (о страданиях детей, с раннего возраста приносящих себя в жертву спорту, шоу-бизнесу, кино и рекламе); "Специальный корреспондент" с фильмом Аркадия Мамонтова с говорящим названием "Дурь" (о наркотическом трафике в Туве); традиционный праймовый хит НТВ "Чистосердечное признание" с фильмом "Звезды тоже плачут" (о криминальных происшествиях со знаменитыми людьми – покушения на их жизнь, угоны машин, грабежи квартир и т. п., естественно, с комментариями самих звезд); ну и, конечно, проект, который получил самую высокую долю аудитории в Москве и одну из самых заметных по стране в целом – "Программа 'Максимум'". У "Программы 'Максимум'" уже второй сезон подряд высокая рейтинговая динамика. Но на минувшей неделе ее показатели достигли таких высот, каких на НТВ фактически не видели за всю историю канала. А уж за последние несколько сезонов долей под 40% и рейтингом около 17% могут похвастаться считанные сериалы и фильмы, да еще Евгений Петросян с его "Кривым зеркалом". По стране программа Глеба Пьяных заняла четвертое место, ее смотрела треть всех включивших телевизор россиян – такого на НТВ, пожалуй, тоже не было ни разу. В субботний вечер около 20.00 зрители забросили практически все каналы и переключились на НТВ смотреть программу Глеба Пьяных. Так, интерес к "Вестям" на "России", которые идут практически в одно время с "Программой 'Максимум'", в столице был раза в три ниже, а по стране новости госканала смотрели в два раза меньше зрителей, чем к скандалы у Глеба Пьяных на НТВ . Вот темы недели, которыми так приковала внимание зрителей "Программа 'Максимум'",– чудодейственные таблетки для похудания, в которых обнаружились наркотические вещества; вагоны московского метро, которые опасны для пассажиров; продолжение драматической истории о сиамских близнецах, которых мама привезла в Москву на консультацию; и, конечно, сюжет о громком разводе Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова. Судя по динамике программы, именно к этому достаточно качественно сделанному сюжету Павла Селина, который по законам жанра, конечно же, поставили в конец программы, пришла на НТВ максимальная часть всех, кто в данный момент смотрел телевизор. Зрителя "держали" до конца, чтобы он не ушел на другой канал. Если посмотреть на все эти темы проектов-лидеров и на их говорящие названия (одно только слово "звезда" повторяется на неделе несколько раз), то все они стилистически связаны между собой и имеют общие корни. "Желтая" журналистика, которая более чем активно препарируется на федеральных каналах либо в псевдодокументальных форматах, либо в жанре качественно сделанных репортажей (от уровня мастерства репортера их суть не становится менее опасной), продолжает стирать грань между человеческой этикой и профессией, которая в идеале все-таки не должна позволять вламываться в чужую частную жизнь в столь массовом и бесцеремонном порядке. Можно смело сказать, что еще одним потенциальным лидером по итогам уже наступившей недели станет показанный на "Первом канале" в понедельник фильм "Брачные аферисты". К началу фильма с таким названием доля аудитории "Первого канала" в столице увеличилась почти в полтора раза: несмотря на поздний вечер (22.30), истории про брачных аферистов уселись смотреть миллионы зрителей – максимальный процент всех, кто в этот момент был у телеэкранов. Интерес зрителей к разного рода "скандалам, интригам и расследованиям" – главная тенденция наступившего телесезона. Звезда Евгения Петросяна и других юмористов еще с прошлого сезона медленно, но верно движется к закату. Например, в столице "Кривое зеркало" уступило "Программе 'Максимум'". (Занятно, что в эту субботу канал вместо традиционного "Зеркала" Николая Сванидзе поставил "Кривое зеркало" Евгения Петросяна. Интересный мог бы получиться программный ход, если бы эти проекты таким образом регулярно чередовали свой выход через неделю.) Программа господина Петросяна даже не вошла в столичный Топ-10. По стране поклонников у господина Петросяна, конечно же, больше, чем у Глеба Пьяных, но и здесь разница была не столь заметной, как раньше. Впрочем, порох в пороховницах у главного любимца телезрителей еще остается. Показатели "Кривого зеркала" стали снижаться не только на "Первом" (на этом канале воскресным вечером и в столице, и по стране доля программы господина Петросяна в среднем всего около 18%), но и, хотя менее заметно, на "России". Зато юбилейный концерт артиста стал самым популярным проектом недели. "60 лет в обед" смотрели более 40% россиян-телезрителей. Уверенно держится на плаву и Регина Дубовицкая с программой "Аншлаг". Она даже оказывает вполне реальную "помощь" главной политической программе госканала "Вести недели": после "Аншлага" большая часть зрителей страны с "России" не уходит, оставаясь послушать Сергея Брилева (доля его программы по стране – 25%). В Москве господина Брилева смотрят заметно меньше – около 16% зрителей. В столице в 20.00, когда начинаются "Вести недели", большинство зрителей уже смотрит на НТВ "Чрезвычайное происшествие": людоеды, криминальные разборки и подробности жизни "звезд", видимо, интересуют москвичей гораздо сильнее, нежели большая государственная политика. На прошлой неделе в эфире произошел весьма симптоматичный случай, когда телевизионное программирование сыграло существенную роль в политической кампании. В принципе телевидению, особенно государственному, не впервой строить свой эфир со смыслом в дни выборов и наиболее значимых общественных голосований. И телевидение в этом отношении не брезгует никакими средствами и форматами. В 2003 году, когда "Первый канал" активно раскручивал с нуля партию "Родина", ее лидер Дмитрий Рогозин появился даже в семейной программе "Пока все дома", и ведущий Тимур Кизяков вынужден был "популяризировать" для массового зрителя навязанного ему руководством канала и госпропагандой политического героя. Немало было примеров и с членами "Единой России", которые по поводу и без появлялись в разных программах на том же "Первом", включая "Времена" Владимира Познера, где партийцы-единороссы появились даже в спортивных костюмах. На минувшей же неделе федеральные телеканалы активно поддержали предвыборную кампанию одного человека – кинорежиссера Станислава Говорухина, который, впрочем, представляет все ту же партию власти – "Единую Россию", участвуя в довыборах в Госдуму по 201-му Университетскому округу Москвы, которые пройдут 4 декабря. Только на этот раз к госканалам присоединилось еще и НТВ, которое в последнее время не сильно отличается своей информполитикой от "Первого" и "России". Неожиданным образом в минувшие выходные (за неделю до выборов) в программных сетках каналов оказались фильмы господина Говорухина – популярные кинохиты "Ворошиловский стрелок" (суббота, прайм-тайм на НТВ) и "Благословите женщину" (предпрайм воскресенья на "России"). Не стоит и говорить, что оба фильма имели успех у зрителей, в том числе и столичных. Особенно это касается фильма "Ворошиловский стрелок" – его доля в субботу в Москве составила 20% при рейтинге более 8%. На "Первом канале" Станислава Говорухина поддержали еще более мощно. Неделю назад кандидат – тоже, видимо, по случайному совпадению – был "свежей головой" в программе "Времена" у Владимира Познера (судя по всему, мнение господина Говорухина посчитали весомым по обсуждаемой теме реформы ЖКХ). А в минувший понедельник "Первый" в своем дневном эфире запустил "фильм всех времен и народов" "Место встречи изменить нельзя", который закончится как раз за два дня до выборов. Уже по рейтингам первой серии можно сделать вывод, что лучший фильм Станислава Говорухина смотрит большое количество москвичей – более 23% аудитории. Лучшей скрытой и бесплатной агитации для кандидата, чем показ на многомиллионную телеаудиторию его лучших фильмов, придумать трудно. На каналах, естественно, отрицают какое-либо сознательное программирование в пользу господина Говорухина, но и поверить в такое "совпадение" в эфире сразу трех федеральных каналов тоже трудно. Так же, впрочем, как и в случайность показа в субботу на НТВ программы "Женский взгляд", где главным героем Оксаны Пушкиной был Рамзан Кадыров. Понятно, что мало кто сомневался в победе "Единой России" на выборах в чеченский парламент, прошедших 27 ноября. Но показ "семейного телепортрета" представителя партии власти в день, когда официальная агитация на выборах запрещена, никак не кажется обычным программным ходом. Десять самых популярных проектов у московской аудитории
Десять самых популярных проектов у российской аудитории
КоммерсантЪ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||