Интернет и телевидение подгоняют рекламный рынок
МАРИНА НОСКОВИЧ
Через пять лет основным рекламным носителем попрежнему останется
телевидение, объем рекламы в интернете вырастет более чем в 20 раз, а доля
"наружки" и прессы будет сокращаться. Такие данные содержатся в прогнозе
развития рекламного рынка до 2010 года, опубликованном вчера Ассоциацией
коммуникационных агентств России (АКАР).
По прогнозу АКАР, к 2010 году объем российского рекламного
рынка составит $10,3 млрд, темпы роста снизятся с 27,5% в 2005 году до 10,8% в
2010-м.
Эксперты АКАР оказались пессимистичнее международных рекламных
агентств Media Direction OMD и Optimum Media OMD, которые прогнозируют рост до
$18 млрд. Тогда, по мнению экспертов агентств, Россия займет пятое место по
объему рекламы в мире, пропустив вперед только США, Японию, Китай и
Великобританию.
Но и $10 млрд - неплохой результат. "На 2005 год это
четвертое место в Европе, больше только у Германии ($18,2 млрд, по оценке Media
Direction OMD и Optimum Media OMD) и Великобритании ($17 млрд), а у Франции -
примерно столько же ($11,2 млрд)",- говорит руководитель отдела маркетинговых
исследований аналитического центра "Видео интернешнл" (ВИ), член экспертного
совета АКАР Сергей Веселов.
При этом эксперты АКАР прогнозируют, что
изменится и структура рекламного рынка.
Доля телевидения будет расти и к
2010 году составит 56,8% против нынешних 46,8%. А доля прессы и наружной рекламы
сократится - с 27,9% в 2005 году до 19,4% в 2010-м и с 18,8% до 13,5%
соответственно. Доля радио также несколько снизится - с 5,1% до 4,5%.
Веселов говорит, что при составлении прогноза эксперты АКАР
ориентировались на крупнейшие страны Латинской Америки и страны Восточной
Европы. "Через некоторое время по таким показателям, характеризующим степень
развития рекламного рынка, как рекламные затраты на душу населения или доля
рекламных затрат в объемах розничной торговли, мы достигнем уровня Латинской
Америки, а в перспективе - Польши и Чехии. Если посмотреть на долю телевидения в
рекламных бюджетах этих стран, там она от 50% до 60%",- уточняет Веселов.
По его словам, физические объемы увеличения телерекламы в России уже
фактически выбраны, поэтому прирост будет связан с увеличением цен.
"Если сейчас поднять цены на ТВ, скажем, в полтора-два раза, это будет
шок, но для многих рекламодателей это будет все равно выгоднее, чем идти в
другие медиа",- поясняет Веселов.
Участники медиарынка с расчетами АКАР
не согласны.
"В реальности доля прессы выше, чем в прогнозах АКАР.
Никаких предпосылок для такого пессимистичного прогноза нет",-
категоричен президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев. Гендиректор
"Русской медиагруппы" Сергей Кожевников объясняет незначительную долю радио
дешевизной телерекламы и политикой государства, которое продолжает раздавать
частоты новым операторам. "Во всем мире средняя доля радио в рекламных бюджетах
8%. Там основную часть рекламы получают радийные холдинги. Пока они не
сформируются у нас, больших бюджетов и не будет.
А государство
продолжает выставлять на конкурсы частоты и давать их вполне абстрактным
претендентам",- недоволен Кожевников.
Наиболее стремительно, по оценке
АКАР, будет расти сегмент интернет-рекламы. К 2010 году он вырастет с нынешних
$30 млн до $500 млн, а если учитывать контекстную рекламу - до $700 млн. Тогда
доля интернета в рекламных бюджетах достигнет 4,9%, обещают эксперты АКАР.
Президент агентства IMHO VI Арсен Ревазов еще более оптимистичен: он считает,
что показателя в $500 млн интернет-реклама достигнет до 2010 года. Ревазов
приводит в пример США, где в 2000 году на интернет-рекламу тратилось 0,5%
бюджетов, в 2002-м - 1,5%, в 2004-м - 5,5%, а прогноз на 2008 год - 25%. "В
Европе цифры такие же. У нас этот сегмент недооценен, а ведь это охват 20 млн
человек",- сетует он.
Деловая газета
"Бизнес"
|