15.12.2005

«Россия» не для всех. Введены новые ограничения на использование в названии организаций слова "Россия" и его производных



ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА, ОКСАНА КАРПОВА

Отныне руководители создаваемых предприятий при их регистрации должны будут получать разрешение правительства на использование слов "Россия" и "Российская Федерация", а также производных от этих слов в названиях своих организаций. Соответствующее постановление правительства подписал на днях Михаил Фрадков. Таким образом, кабинет министров заменил обязательную плату за использование брэнда разрешительным механизмом защиты символики. Опрошенные "Бизнесом" эксперты уверены, что выход этого постановления приведет к росту количества взяток и повышению стоимости этих брэндов.

"Выход такого постановления приведет к росту суммы взяток: если раньше была установлена фиксированная плата, то теперь разрешение будет зависеть от мнения конкретного чиновника",- говорит исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев.

До принятия правительством постановления от 8 декабря 2005 года №743фирмам разрешалось использовать российскую символику за определенную плату. Так, организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны были уплачивать 0,5% от стоимости реализованной продукции. Заготовительные, снабженческо-сбытовые и торговые предприятия - 0,05% от оборота, а для остальных организаций, не имеющих предпринимательского дохода, тариф был определен в 100МРОТ при регистрации.

Теперь вместо материальной ответственности предприниматели вынуждены будут доказывать правительственным чиновникам, почему им так важно видеть заветные слова в названиях своих фирм. Следить за использованием брэнда "Россия" правительство поручит специальной межведомственной комиссии, которая будет создана в течение ближайшего месяца. В ее состав войдут чиновники из разных ведомств: Минюста, Минсоцздравразвития, Минкультуры, Минобрнауки, Минфина, Минэкономразвития и ФАС. Учредители фирм должны будут направлять заявления для получения согласия правительства в Минюст, после чего члены комиссии в течение 30 дней рассмотрят их и вынесут решение. При рассмотрении заявления комиссия будет учитывать прежде всего сферу деятельности организации, значимость производимых предприятием продуктов для государства, представительство организации на мировых рынках и т. д.

"С одной стороны, логично регулировать использование компаниями и общественными организациями таких слов, поскольку зачастую компании пользуются ими в пиаровских целях,- говорит президент Российской ассоциации развития малого предпринимательства (АРМП) Александр Иоффе.- Но, с другой стороны, необходимо разработать критерии оценки в зависимости от типа деятельности организации". Если не будет ясных правил игры, пояснил он, то не исключено, что участники рынка и представители различных организаций станут "покупать" это звание.

Эксперты считают, что с выходом этого постановления процесс регистрации фирм затянется, так как много времени уйдет на согласование документов. "Скорее всего, многие учредители, не желая тратить время на хождение по разным инстанциям, просто будут отказываться от использования слов "Россия" и "Российская Федерация" в названии своих фирм",- предполагает Борис Фантаев.

По его словам, остается надеяться, что правительство не введет ограничений на использование этих слов в тексте уставных документов, ведь сейчас суть деятельности организации нужно отразить в ее уставе.

Единственным положительным моментом юристы считают то, что данный законопроект не может распространяться на общественные организации.

Согласно статье 14 закона "Об общественных объединениях", общественные организации могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа. "А поскольку главенство закона пока никто не отменял, это постановление правительства не распространяется на общероссийские объединения, а всего лишь устанавливает механизм защиты символики",- говорит руководитель юридической службы "ОПОРЫ России" Михаил Качалкин.

Деловая газета "Бизнес"