Телефонное сверхправо. В 2006 году фиксированные операторы ставят на дополнительные сервисыЗОЯ ТРУБЕЦКАЯ Рынок дополнительных услуг и контента у операторов мобильной связи уже успел пройти полный цикл: от развития и пика в прошлом году до падения доходов и полной стагнации в этом. Операторы связи фиксированной играют на "дополнительном" рынке не менее активно, однако их усилия невооруженным глазом просматриваются пока слабо. Главным образом потому, что львиная доля клиентов этих сервисов - корпоративные. Опрошенные "Бизнесом" компании собираются ввести в следующем году новые интеллектуальные услуги, ориентированные в том числе и на обычных абонентов. Раньше операторы фиксированной связи фактически не предоставляли абонентам дополнительные услуги, за исключением справочного телефона 09 и службы точного времени "100". Со временем ситуация изменилась, и фиксированные операторы начали продавать допуслуги, в основном корпоративному сектору. Под дополнительными услугами понимают интеллектуальные услуги связи (универсальный номер, сложная переадресация, услуга "800" и проч.), передачу данных и телематику (хостинг), инфокоммуникационные услуги, где телекоммуникационные технологии объединены с компьютерной обработкой информации. "Это и конвергентные услуги, частью которых являются и инфокоммуникационные услуги, и согласованная работа нескольких телекоммуникационных сетей, создающих у абонента ощущение того, что эти сети составляют одно целое",- поясняет технический директор компании АСВТ Сергей Мишенков. По его словам, компания АСВТ предоставляет услуги СДО "Искра" и сети профессиональной мобильной связи "РусАлтай". "В этих сетях изначально заложен ряд услуг, поддерживающих управленческую деятельность: это и сокращенная нумерация внутри рабочих групп, и селекторная связь, и конференцсвязь,- говорит он.- Весь спектр значительно расширился после цифровизации этих сетей, превратившей "Искру" из телефонной в инфокоммуникационную сеть". В первом квартале 2006 года московский монополист рынка фиксированной связи компания МГТС собирается ввести в своей сети отправку текстовых сообщений (SMS). Правда, доступна эта услуга будет не всем московским абонентам, а лишь 30% счастливых клиентов цифровых АТС. Тем не менее МГТС и другие фиксированные операторы планируют повысить свои доходы именно за счет допсервисов. Еще в июне этого года генеральный директор МГТС Алексей Гольцов говорил, что "насыщение рынка базовыми услугами фиксированной связи в Москве уже произошло, настал момент предложить абонентам дополнительные услуги". Проблема еще и в том, что, согласно последним отчетам аналитических компаний, доходы операторов фиксированной связи падают. По прогнозам, в следующем году по доходам мобильные операторы обгонят фиксированных. Аналитики предрекают увеличение "мобильных" доходов до $10,7 млрд, в то время как чиновники Мининформсвязи дают фиксированным операторам $10,2 млрд в следующем году. О модернизации системы дополнительных сервисов заявляет руководство большинства операторов фиксированной связи. ""Ростелеком" одним из первых в России начал предоставление интеллектуальных услуг в федеральном масштабе на базе собственной интеллектуальной платформы,- подчеркивает директор по связям с общественностью и инвесторами "Ростелекома" Антон Клименко,- сегодня на ее основе компания предоставляет такие услуги с дополнительной стоимостью, как "Телеголосование" и "Услуги за дополнительную оплату" по коду 8-809". Услуга "Телеголосование", по его словам, позволяет клиенту оперативно проводить на телевидении, радио или в печати любые массовые опросы, голосования, конкурсы, телемарафоны, анализ общественного мнения и другие мероприятия, в которых ожидается большое количество телефонных звонков. "Эта услуга строится на базе платформы "Ростелеком", с помощью которой происходит подсчет числа количества звонков,- поясняет Антон Клименко.- Поступившие на интеллектуальный номер звонки со всей России систематизируются и выводятся в прямой эфир телепрограммы в оперативном режиме с задержкой всего лишь в несколько секунд". Так, с помощью "Телеголосования" можно было выбрать победителя международного детского конкурса "Евровидение-2005" в Бельгии в ноябре 2005 года. Условно дополнительные услуги |