15.12.2005

Отечественное покупают по ошибке



Галина Паперная

Наши сограждане наконец стали покупать российские товары, во многом благодаря этому объем розничной торговли в России вырос за 2005 год на 18%. Об этом вчера доложили общественности представители Торгово-промышленной палаты и Совета федерации. Но признались, что покупают только те отечественные товары, которые можно спутать с западными.

Чем лучше российские бренды маскируются под заграничные, тем больше у них шансов на рынке. "Психология Смердякова, отраженная в тезисе: "Все наше - плохое", очень уж сильна в народе" - так объясняет этот феномен Сергей Марков, член Общественной палаты. Производителям приходится учитывать особенности россиян и придумывать марки, похожие на иностранные. Не каждый покупатель понимает, что "выбирает отечественное", когда платит за OGGI, SELLA, Rover, Sitronic и вещи с подобными названиями. Интересно, что эту военную хитрость не приходится применять только производителям продуктов питания, их принимают как есть - с традиционными и даже псевдонародными названиями. Более того, только отечественным производителям продовольствия удалось почти полностью изгнать иностранных конкурентов из своего сегмента. Этот рынок почти на 90% наш. Но что понимается под определением "наш продукт"?

"Макдоналдс" - вот типично российская компания, - говорит вице-президент московской Торгово-промышленной палаты Игорь Прудников. - Налоги они платят исправно, ингредиенты их продукции на 80% российского происхождения". Также отечественными почитаются Ford, потому что собирает машины в России, и компания Fujitsu-Siemens, недавно начавшая сборку бытовой техники на нашей территории. У них изначально есть иностранный колорит, поэтому дела идут очень неплохо. Да, если разобраться, то и отечественная колбаса - сборочное производство. Все ингредиенты, включая мясо, - импорт.

Советник председателя Совета федерации Иосиф Дискин вчера объяснил журналистам, что теперь российское - это все, что ввозится не целиком, а по частям. "Российское - это импорт лучших технологий, комплектующих, импорт качественного продукта", - уверен он.

В подтверждение своих слов Иосиф Дискин продемонстрировал шерстяной пиджак песочного цвета, который недавно купил в ГУМе. Обновкой он был явно доволен. Хоть фабрика "Большевик" сшила его из итальянской ткани на импортном оборудовании, но все равно выглядит как-то по-нашему. "Видите, какой! И стоит в пять раз дешевле фирменного". Хотя настоящих фирменных вещей на российском рынке считанные проценты. Так называемые барахолки и оптовки по всей стране наводнены азиатскими подделками. С ними и предстоит конкурировать отечественным производителям одежды. Но сделать это очень трудно, пока таможня и санитарные службы пропускают все это тем или иным образом.

Глядя на коллегу, Сергей Марков тоже "раскололся". "У меня три машины, - начал он. - "Жигули", "Нива" и "Опель". За последнее ему пришлось долго оправдываться. Игорь Прудников оказался более патриотичным потребителем: "Часы у меня московские, а коньяк только дагестанский - другого не пью", - похвастался он. Но сколько бы ни выпили коньяка российские лоббисты, самым благодарным (в материальном смысле) потребителем "нашего" остаются иностранцы. Для лондонского метро англичане закупили партию отечественных камер слежения, а Индия вот-вот закажет у нас 20 ядерных реакторов.

Известия