15.12.2005

Владимир Путин оказал банковским услугу, пообещав не пускать в Россию иностранных конкурентов



Вчера президент России Владимир Путин прилетел из малайзийского Куала-Лумпура в российский город Новосибирск, открыл после реконструкции театр, который оказался больше Большого, и провел совещание, посвященное роли банковского сектора в решении задач социально-экономического развития России. На совещании президент заявил, что деятельность филиалов иностранных банков на территории нашей страны и впредь должна быть запрещена. С подробностями из Новосибирска – специальный корреспондент Ъ АНДРЕЙ Ъ-КОЛЕСНИКОВ.

В Новосибирском театре оперы и балета вчера был аншлаг. На Владимира Путина пришли все, кто оказался на это способен (то есть достал билет). Те, кто не оказался, стояли с плакатами возле входа в театр на 15-градусном морозе. На плакатах, оформленных как письма из девичьих дневников (с причудливыми узорами и искусными лепестками по углам), вензелями было выписано сокровенное: "Владимир Владимирович, мы вас любим!".

Впрочем, держали плакаты в руках сформировавшиеся (лет 30 назад) мужчины знойного вида (то есть без шапок).

Владимир Путин, понятия не имевший об этой любви (неразделенной, таким образом), уже произносил приветственную речь на сцене театра. Из этой речи можно было понять, что в Новосибирске происходит событие по крайней мере федерального уровня. Господин Путин рассказывал, как только что поговорил с руководителями Министерства культуры (выигрышно представленными господином Швыдким, главой Федерального агентства по культуре и кинематографии) о том, как можно усилить федеральное начало в работе Новосибирского театра оперы и балета. Для этого, по его словам, "пора возобновить гастроли театра в столичных городах, включая Москву". Из этого можно было заключить не только то, что президент использует любой повод, чтобы зафиксировать не такой уж очевидный на самом деле факт: в Российской Федерации – две столицы (его родной город и неродной),– но и для того, чтобы подчеркнуть: Москва в этом списке идет уже не первым номером.

Сначала предполагалось, что господин Путин посмотрит и послушает два номера программы (полонез из оперы "Евгений Онегин" и арию Каварадосси из оперы "Тоска"). Но он решил пройти весь этот скорбный путь до конца и выслушал всех участников гала-концерта, включая солистку Новосибирской оперы Татьяну Ворожцеву с ее произведением "Я тебя не люблю!". (Вместо этого признания господин Путин, уверен, с гораздо большим удовольствием изучил бы плакаты у входа в театр.)

Банкиры в здании областной администрации терпеливо ждали президента. Среди них были не только те, кто является завсегдатаем такого рода встреч (президент Сбербанка России Андрей Казьмин, президент Внешторгбанка Андрей Костин), но и завсегдатаи в основном светских мероприятий, ярким факелом освещающих ночную жизнь одной из столиц (идущей теперь под номером два в федеральном списке). Называть этих людей не стану, так как в рубрике "Светская хроника" их фамилии выглядят гораздо уместней.

Впрочем, во вступительном слове господин Путин заявил, что на одной из последних бесед с ним представители крупного бизнеса поставили вопрос о встрече "вот в таком составе". Он рассказал, что в таких регионах, как, например, Новосибирская область, "банковские услуги, к сожалению, являются малодоступными" и на десять тысяч человек приходится только один полноценный банковский офис.

Господин Путин говорил, что государство может участвовать в капитале крупных банков, только если речь идет о финансировании стратегически важных проектов. Один из этих проектов – система земельно-ипотечного кредитования. Она будет работать, по мнению президента, уже в 2006-2007 годах, и Россельхозбанк не должен оставаться единственным банком в этом вопросе.

Председатель Центробанка Сергей Игнатьев доложил о состоянии банковского сектора в целом. Если коротко: все не так уж плохо, но должно быть несравненно лучше. Господин Игнатьев предложил меры. На его взгляд, необходимо, например, выводить залоговое обеспечение из общей конкурсной массы. В этом решении есть, правда, минусы, но их можно преодолеть. Кроме того, господин Игнатьев посетовал на то, что плохо идет процесс публичного размещения акций банков.

– Кому-то из банкиров хочется продать свои акции подороже, кто-то опасается повышения прозрачности,– разъяснял господин Игнатьев,– кто-то не хочет делиться контролем за банком...

Некоторые банки, в основном небольшие, по его словам, "вовлечены в сомнительное дело отмывания доходов, предоставляют услуги по уклонению от уплаты налогов и таможенных платежей".

– Мы занимаемся этой проблемой,– оговорился господин Игнатьев,– но этим должно заниматься не только государство, но и другие банки. Нужно выработать общую позицию нетерпимости,– произнес глава Центробанка, бросив невыразительный взгляд в сторону президента Ассоциации российских банков (АРБ) господина Тосуняна.

Гарегину Тосуняну как "инициатору этой встречи" дал слово господин Путин. Президент АРБ заявил, что он, как президент частного банковского сообщества, ставит "впереди идеи развития". Ему не понравилась идея господина Игнатьева о нечистоплотности российских частных банков. (После выступления главы ЦБ у меня и правда сложилось впечатление, что ему не нравится ни один банк, кроме его собственного, и он как минимум не стыдится этого.)

По мнению Гарегина Тосуняна, не стоит зацикливаться на борьбе с отмыванием денег в частных банках. Гораздо важнее, он считает, сосредоточиться на разработке национальной банковской программы. "В народе (видимо, банковском.– А. К.) это называется банкизацией всей страны",– говорил господин Тосунян.

Этот диалог господ Тосуняна и Игнатьева был особенно ценен на фоне недавних выемок документов в нескольких российских частных банках.

Владимир Путин поинтересовался, как президент АРБ относится к деятельности на территории России филиалов иностранных банков.

– Однозначно относимся! – разволновался господин Тосунян.– Филиалы категорически не допускать в Россию! Совершенно неконкурентная среда!

Глава Сбербанка Андрей Казьмин говорил об ипотечном кредитовании. Программы кредитования связаны с проблемой платежеспособности населения, с отсутствием переселенческого фонда, с высокой стоимостью жилья. Господин Казьмин сказал, что он, наверное, остановится на них подробнее.

– Маленькие такие проблемы,– засмеялся господин Путин.– Стоит ли на них останавливаться?!

Господин Казьмин сразу раскраснелся. Он все-таки остановился на каждой из этих проблем и легкими, едва различимыми намеками покритиковал главу Центробанка за его поведение на рынке строящейся недвижимости. ЦБ, по его мнению, слишком осторожен.

– Надо исходить из реальных рисков,– подтвердил свою позицию господин Игнатьев.

– А вы не считаете, что можете быть просто более гибкими в определении нормативов и ликвидности? – спросил его господин Путин.– Чего тут-то бояться? Речь же не о рисках. Речь о гибкости.

– Я готов рассмотреть вопрос,– пробормотал господин Игнатьев,– но не готов поддержать...

– Но можно ведь в результате так себя повести с этими рисками, что дело не пойдет! – пожал плечами господин Путин.– Можно и так делать дело!

– Я согласен. Можно так делать,– подтвердил господин Игнатьев под нервный смех участников совещания.

– Андрей Ильич (Казьмин.– А. К.) еще опасается говорить, он же от вас зависит,– заметил президент.

Господин Игнатьев согласился и с этим.
– Я не жду конкретных ответов, но можно было и подготовиться к этому совещанию,– закончил господин Путин.– Строительный бизнес очень важен, и если бы мы здесь могли в результате этого совещания убрать некоторые формальные вопросы...

Нет, было уже очевидно, что не смогут.
Губернатор Красноярского края господин Хлопонин на вопрос господина Путина, как тот относится к деятельности филиалов иностранных банков на территории России, заявил, что тоже относится отрицательно. Президент удовлетворенно кивнул. Он как будто прямо тут, на ходу, формировал общественное мнение по этому поводу и готовил эту общественность к какому-то решению.

Господин Хлопонин, а за ним снова господа Игнатьев и Казьмин покритиковали частные банки – на этот раз за их пассивную работу в регионах. Теперь не выдержали нервы у главы Альфа-банка Петра Авена:

– Сорок пять тысяч клиентов у нас в Новосибирской области! – воскликнул он.– Утверждение, что госбанки работают, а частные – нет, просто не подтверждается цифрами!

– Может быть, сказывается недостаток общения между вами,– насмешливо глядел господин Путин на Петра Авена и Сергея Игнатьева.

Те так нехотя подтвердили это предположение, что стало ясно: в ближайшее время дефицит общения восполнен не будет.

Позже господин Авен полностью раскритиковал еще одно предложение господина Игнатьева.

– Продажа акций частных банков – миф! – заявил он.– Сегодня никто акции банков покупать не будет: низкая маржа, риски большие...

Зато ему по понятным причинам нравится идея безотзывного вклада, который клиент, если заключает соглашение с банком, не имеет права забрать раньше сроков, обговоренных в этом соглашении.

Каждый участник этого совещания лоббировал здесь не чужие для него интересы, не исключая и господина Путина.

– Хочу проинформировать вас,– сказал он, закрывая совещание,– что правительство Российской Федерации согласно с нашим банковским сообществом. Деятельность филиалов иностранных банков на территории России должна быть ограничена, а по сути – запрещена. Это связано в том числе и с борьбой с терроризмом, и с борьбой с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

АНДРЕЙ Ъ-КОЛЕСНИКОВ, Новосибирск



Кто из банкиров участвовал во встрече с президентом

Председатель Центробанка Сергей Игнатьев, президент–председатель правления Сбербанка РФ Андрей Казьмин, президент–председатель правления ОАО "Внешторгбанк" Андрей Костин, президент ОАО "Альфа-банк" Петр Авен, зампред совета директоров ОАО "Сибакадембанк" Андрей Бекарев, президент ОАО "Банк Москвы" Андрей Бородин, председатель Сибирского филиала Сбербанка РФ Владимир Ворожейкин, председатель правления ООО "КБ 'Стромкомбанк'" Валерий Городилов, начальник главного управления ЦБ РФ в Новосибирской области Екатерина Жаботинская, управляющий Новосибирским филиалом ОАО "КБ 'Сибконтакт'" Александр Лубенец, генеральный директор ЗАО "АКБ 'Бизнес-сервис-траст'" Валерий Назаров, президент ЗАО "КБ 'Зернобанк'" Николай Николаев, председатель правления ОАО "АКБ 'Росбанк'" Александр Попов, генеральный директор ОАО "Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию" Александр Семеняка, президент ЗАО "Новосибирский коммерческий региональный акционерный банк Внешторгбанка 'Новосибирсквнешторгбанк'" Надежда Стрельцова, председатель совета директоров ЗАО "Банк 'Русский стандарт'" Рустам Тарико, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, председатель правления банка "УралСиб" Николай Цветков.




КоммерсантЪ