15.12.2005

Белорусский форум маркетологов публикует результаты опроса о маркетинге в Беларуси



Как выяснилось, абсолютное большинство белорусов считают, что на современном предприятии (в компании) отдел маркетинга необходим. Именно такую точку зрения поддерживают 84% респондентов, что составило 696 человек. При этом 11% не видят необходимости в организации данного отдела. И ещё 5% не смогли окончательно определиться по данному вопросу (41 респондентов дали ответ "Затрудняюсь ответить").

Таким образом, можно заключить, что среди белорусов понимание необходимости использования возможностей маркетинга достаточно велико.



Понимание есть, но как же обстоят дела на данный момент. Прояснить ситуацию помогают ответы на вопрос "Сколько сотрудников в Вашем отделе маркетинга?".

Как видно на данный момент 27% компаний (организаций) не имеют отдела маркетинга (131 человек ответил именно так). Сравним это с цифрой в 10%, которая отображает долю людей, которые считаю, что данный отдел не так уж и необходим. 27% (потенциал) > 10% (нет необходимости). Очевидно, что спрос на данную профессию на данный момент достаточно велик. В принципе, эту же информацию могут подтвердить и кадровые агентства.

Идём дальше. А какова же ситуация в компаниях, которые могут похвастаться наличием специалистов в области маркетинг?

Наиболее распространённые варианты ответа на вопрос "Сколько сотрудников в Вашем отделе маркетинга?": 2-3 сотрудника - 17%, 1 сотрудник - 15%, 4-5 сотрудников и более 10 сотрудников - 12% и 11% соответственно. При этом средневзвешенное значение составляет 4,4 человека. Т.е. среднестатистический отдел маркетинга белорусской компании составляет 4-5 человек.
Для расчетов можно также использовать и ещё одну цифру - 3,09 специалистов по маркетингу приходится на одну белорусскую компанию.




Следующий вопрос, который выносился на голосование - "Сколько в среднем зарабатывает специалист по маркетингу в Вашей компании?".

Как видно, наибольшее количество ответов приходится на интервал 100-250 у.е. (31%) и 250-500 у.е. (31%). Но при этом стоит отметить, что сразу после этих вариантов следует ответ "более 1000 у.е. в месяц" (8%).

Если же опять вернуться к средним значениям, то получается, что средняя зарплата маркетолога в Республике Беларусь составляет порядка 382 у.е. Что явно выше средней зарплаты по республике, которая составляет 225 у.е.



И последний вопрос, который задавался "Какие белорусские интернет-ресурсы по маркетингу Вы, как правило, посещаете?".

Как и ожидалось, абсолютное большинство респондентов (66%) ответило "Не посещаю сайты по маркетингу". Это объясняется тем, что опрос проводился среди представителей всех профессий, а не только среди специалистов по маркетингу.

Но при этом полученные данные позволяют составить своеобразный рейтинг популярности белорусских сайтов по маркетингу. К сожалению, в опросе принимало участие только три сайта, специализирующихся на маркетинге в РБ. Среди же респондентов, которые посещают белорусские сайты по маркетингу, места распределились следующим образом: 1 место - форум на tut.by (32%), 2 место - "Белорусский форум маркетологов" (13%), 3 место - "Индустрия рекламы" (8%). Также стоит отметить, что 47% респондентов ответили - "Другие сайты".




Таким образом, можно подвести итоги:
1. Абсолютное большинство белорусов (85%) считают, что отдел маркетинга на предприятии (в компании) необходим.
2. Среднее количество сотрудников в отделе маркетинга составляет 4-5 человек.
3. В среднем на одну компанию приходится 3 специалиста по маркетингу.
4. Средняя зарплата маркетолога составляет 382 у.е.
5. Самый популярный белорусский интернет-ресурсы по маркетингу - форум на tut.by.