АвтоВАЗу меняют комплектацию. Завод пересмотрит контракты с основным поставщикомКак стало известно Ъ, ФГУП "Рособоронэкспорт" предупредило поставщиков АвтоВАЗа о том, что после 22 декабря будут пересмотрены все контракты на закупки комплектующих – исходя из их экономической целесообразности для завода. А группа СОК, основной поставщик АвтоВАЗа, после внеочередного собрания акционеров автозавода лишится полномочий на управление двумя дочерними компаниями АвтоВАЗа – Димитровградским автоагрегатным заводом и "АвтоВАЗтрансом". Операция по укреплению государственной власти на АвтоВАЗе разворачивается стремительно. По сведениям Ъ, перед будущими владельцами контрольного пакета – "Рособоронэкспортом" и Внешторгбанком – поставлена задача к внеочередному собранию, назначенному на 22 декабря, полностью очистить автозавод от обязательств, препятствующих реализации планов нового руководства. Основным препятствием является самарская группа компаний (ГК) СОК, построившая свой бизнес вокруг АвтоВАЗа и ранее претендовавшая на контрольный пакет акций автогиганта. СОК контролирует крупнейшие торговые операции АвтоВАЗа, которые могли бы приносить прибыль автозаводу,– сбыт автомобилей и поставку запчастей на вторичный рынок. Причем эксклюзивный контракт на сбыт запчастей предусматривает, что в случае одностороннего отказа от него автозавод должен заплатить ГК СОК штраф в размере 14 млрд руб. Кроме того, СОК обеспечивает более 30% поставок деталей на конвейер. Первыми в сферу интересов будущих собственников попали три предприятия-смежника АвтоВАЗа, подконтрольные СОК: генеральный перевозчик завода "АвтоВАЗтранс" (АВТ), производитель компонентов трансмиссии, кузова, рулевого управления и подвески тольяттинское ЗАО "Мотор-супер" и ОАО "Димитровградский автоагрегатный завод" (ДААЗ). У ДААЗа семь дочерних предприятий, также поставляющих продукцию АвтоВАЗу: ООО "Димитровградский завод радиаторов", ООО "Димитровградский завод светотехники", ООО "Димитровградский завод порошковой металлургии" и другие. Сейчас они также находятся в управлении ГК СОК. По словам источника Ъ на АвтоВАЗе, новым владельцам будет легко убрать ГК СОК с АВТ и ДААЗа: эти предприятия формально принадлежат АвтоВАЗу и переданы СОК в управление. Сложнее дело обстоит с "Мотор-супер": он не полностью принадлежит самарской группе. Между тем в СОК считают, что экономического смысла в таких кардинальных мерах нет. "Все эти предприятия, даже те, что раньше стояли на грани банкротства, тот же АВТ, сейчас работают как часы",– заявил собеседник Ъ в ГК СОК. А замгендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" Владимир Артяков заявил Ъ, что его ведомство "не ведет никаких переговоров с группой СОК". "Мне также ничего не известно о штрафных санкциях, которые могут быть применены к АвтоВАЗу в случае разрыва контрактов с СОК; я пока только выдвинут в качестве кандидата в совет директоров завода и не имею доступа к документам,– заявил господин Артяков.– Могу лишь повторить, что взаимоотношения АвтоВАЗа и СОК должны строиться, исходя из рыночной целесообразности". Отметим, что отчеты, в которых указано о штрафных санкциях, находятся в свободном доступе на сайте АвтоВАЗа. Параллельно представители государства укрепляют свои позиции на АвтоВАЗе при помощи силовых структур. С начала декабря деятельность завода и его поставщиков проверяют сотрудники Генпрокуратуры, МВД и ФСБ. Как сообщал Ъ в понедельник, ГУВД Самарской области уже возбудило два уголовных дела, касающихся ОАО АвтоВАЗ. Вчера стали известны их подробности. Первое дело возбуждено по факту неуплаты налогов в размере 230 млн руб. Как заявил Ъ источник в правоохранительных органах, основанием послужили избыточные требования завода по возмещению налога на добавленную стоимость. АвтоВАЗ, закупая комплектующие, уплачивал НДС, а впоследствии, когда автомобили были собраны, требовал его возмещения из бюджета, чтобы избежать двойного налогообложения. По словам собеседника Ъ, АвтоВАЗ при подсчете суммы, предъявляемой к возмещению, брал общее количество комплектующих, закупленных заводом, полагая, что все они так или иначе будут реализованы и налог будет уплачен вновь. Однако, как выяснили сотрудники правоохранительных органов, часть комплектующих расхищалась в процессе производства автомобилей и, следовательно, не была реализована. Таким образом, НДС был истребован заводом незаконно. Потери от хищений на АвтоВАЗе в первом полугодии составили 410 млн руб.– на 92 млн руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. По каким конкретно позициям из списка похищенных деталей был, по мнению следователей, незаконно возвращен НДС, неизвестно. Однако известно, что фигурирующая в деле сумма 230 млн руб. набралась за два года. Возможно, аналогичные нарушения будут найдены и в отчетности за другие годы. По сведениям Ъ, обвинение в совершении этого преступления может быть предъявлено двум заместителям главного бухгалтера АвтоВАЗа – Наталье Лисовской и Валентине Авиновой, подписывавшим документы по возмещению НДС. Кроме того, фигурантами по этому делу могут стать главный бухгалтер АвтоВАЗа Николай Хатунцов и вице-президент по стратегическому и корпоративному управлению Михаил Москалев. Николай Хатунцов и Валентина Авинова вчера отказались от комментариев, до Михаила Москалева и Натальи Лисовской дозвониться не удалось. Официально пресс-служба АвтоВАЗа не комментирует уголовные дела. Источник Ъ на заводе утверждает, что преступление "высосано из пальца": "АвтоВАЗ никогда не скрывал ситуации с возвратом НДС, все суммы были известны налоговым органам. Регулярные налоговые проверки ничего не обнаруживали, а сейчас из этой ошибки пытаются сделать преступление". По его мнению, подобные дела могут решаться в рамках Гражданского кодекса, но никак не в плоскости уголовного права. Другое преступление также выявилось в ходе проверки силами МВД. Следователи выяснили, что ООО "Автомет" поставило АвтоВАЗу три тонны молибдена по цене вдвое выше рыночной. Обвиняемыми по этому делу, скорее всего, станут один из заместителей начальника заводского управления "Металлоснаб", подписавший платежку по сделке с молибденом, а также начальники отделов, выдавшие положительную резолюцию по этому контракту. Как заявил Ъ сотрудник тольяттинского УВД, "речь может идти о банальном 'откате'". По его словам, такая практика в снабженческих структурах АвтоВАЗа является повсеместной: "Большая часть менеджеров завода, так или иначе курирующих поставки, является соучредителями фирм-поставщиков". Так, сообщили в УВД, директор "Металлоснаба" Александр Жученко входит в число учредителей таких фирм-поставщиков, как ЗАО "Металл-трейд" и ООО "Сталь-сервис". Однако факт подобного рода мошенничеств и коммерческого подкупа менеджеров АвтоВАЗа, по словам источника, "еще нужно доказать", а сделать это до сих пор не удавалось. Руководство "Металлоснаба" и ООО "Автомет" отказалось от комментариев. ЕВГЕНИЯ Ъ-НИКОЛАЕВА, НИКОЛАЙ Ъ-СЕМЕНОВ, Тольятти; ЕКАТЕРИНА Ъ-ЕМЕЛЬЯНОВА, ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ КоммерсантЪ |