21.12.2005

«Первая помощь» для миллионников. Региональная аптечная сеть начинает франчайзинговую программу



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Вслед за столичными аптечными сетями франчайзингом занялись и региональные ритейлеры. Такую программу запускает санкт-петербургская сеть "Первая помощь". С запуском проекта в компании рассчитывают выйти в города-миллионники. Эксперты сомневаются в перспективах проекта: по их мнению, брэнд аптечной сети недостаточно известен в регионах. Кроме того, ритейлеры говорят, что франчайзи сложно контролировать.

О запуске программы франчайзинга сети "Первая помощь" "Бизнесу" рассказал коммерческий директор сети Петр Грек.

"В Москве мы планируем открыть первые аптеки самостоятельно через несколько недель, а в Петербурге у нас уже есть развитая сеть. Поэтому программа скорее рассчитана на города-миллионники и их пригороды, где мы пока не представлены",- уточняет Грек.

Стоимость франшизы составит 1,5-2,5 млн руб. (в зависимости от срока договора - от пяти до 10 лет), роялти 5%.

От франчайзи потребуется помещение в собственности или в аренде сроком не менее пяти лет, обязательный формат аптеки - открытый (аптечный супермаркет). За это партнер сети получит право использования торговой марки. Кроме того, "Первая помощь" сделает ремонт помещения, предоставит все торговое оборудование, а также возьмет на себя расходы на рекламу.

Грек рассказывает, что с запуском программы сеть планирует за два года открыть в регионах около 50-70 аптек.

"Первая помощь" станет первой региональной сетью, которая начала развивать франчайзинговую программу.

Ранее этим занялись столичные сети "Ригла", "О3" и "Старый Лекарь". Эксперты фармрынка уверены, что в будущем за ними последуют и другие крупные сети. "Франшиза куда дешевле и проще поглощений, оборотных средств на постоянные поглощения не хватит даже лидерам рынка",- уверен ведущий аналитик ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов.

Появление франшиз на аптечном рынке- свидетельство его роста, такая схема поможет сетям снизить расходы на развитие и повысить товарооборот, соглашается руководитель департамента регионального развития компании "СИА интернейшнл" Максим Якушкин.

"Однако говорить о том, что эта форма успешна и приживется на рынке, пока явно преждевременно.На рынке высока конкуренция, и сейчас любое начинание, даже если оно не успело подтвердить свою успешность, моментально копируется",- считает Якушкин.

Участники рынка фармацевтической розницы сомневаются в перспективах франчайзинговой программы "Первой помощи". "Для развития франшизы необходим серьезный брэнд и явное конкурентное преимущество, которое можно было бы воспроизводить по франшизе. У сетей "Старый Лекарь" и "Первая помощь" единственное преимущество - низкие цены. Сомневаюсь, что с помощью франчайзинга удастся его сохранять",- полагает гендиректор сети "Итек" Дмитрий Краснов.

С ним соглашается и гендиректор компании "Natur Produkt ритейл" Алексей Батулин. "Кроме как в Петербурге, брэнд "Первой помощи" неизвестен потребителю, развиваться по франшизе будет сложно". Батулин подчеркивает, что в последнее время франчайзинг многих сетей столкнулся со сложностями: "Не очень хорошая ситуация получилась у "О3" в Перми (местный франчайзи этой сети был куплен конкурентом - аптеками "36,6".- "Бизнес")".

Похожая ситуация случилась и с "Первой помощью", когда она работала по программе, похожей на франчайзинг, с государственными аптеками в Петербурге, которые были впоследствии приватизированы и проданы, вспоминает Батулин. "Мы бы не хотели попадать в такие же ситуации, пока контролировать франчайзи на аптечном рынке сложно",- говорит он.

АПТЕЧНЫЙ PRIVATE LABEL

«Первая помощь» начала продажу тонометров под собственной торговой маркой, сообщил коммерческий директор сети Петр Грек. Тонометры по заказу сети производятся голландской фирмой Apexmed International B.V. По словам Грека, в дальнейшем сеть планирует увеличивать ассортимент товаров под собственной маркой.

СЕТЬ АПТЕК «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ»
основана в 1997 году. Объединяет 81 аптеку, в том числе 34 фарммаркета. По данным ЦМИ «Фармэксперт», занимает около 30% рынка Петербурга, оборот в первом полугодии 2005 года составил около $35 млн.



Деловая газета "Бизнес"