В гараж загнали $2,5 млрд. Рынок корпоративных продаж в 2005 году составил около 60,5 тыс. автомобилей, или 11% от общего рынка иномарок
РОМАН ГУЛЯЕВ
До сих пор в сегменте корпоративных продаж не было четкой статистики рынка: немногочисленные исследования основывались на отрывочных сведениях. "Бизнес" попытался собрать воедино все данные по продажам иномарок в корпоративные гаражи в 2005 году. Исходя из данных, можно делать вывод о том, что рынок fleet-продаж составил около 60,5 тыс. автомобилей - это 11% от общего рынка иномарок, а лидером является Ford, которому принадлежит около четверти рынка. Эксперты полагают, что иностранные автомобили продолжат вытеснять отечественные не только в сегменте частных автомобилей, но и в корпоративном сегменте.
"Ладу" спасает дефицит иномарок
Тенденции на рынке корпоративных продаж в целом не отличаются от общего состояния российского автомобильного рынка. И здесь растет доля иномарок, а продажи отечественных машин снижаются.
"Многие из тех, кто всегда отдавал предпочтение российским машинам, стали брать иномарки. К примеру, CocaCola планирует покупку Hyundai Accent для региональных отделений, где всегда ездили на "девятках" и "десятках"",- говорит руководитель отдела корпоративных продаж ТагАЗа Алексей Поспелов. Ту же тенденцию отмечает и руководитель отдела корпоративных продаж "Инком-авто" Антон Алексеев. "Например, от "Волги" уходят даже их стабильные потребители- таксомоторные компании, которые все чаще смотрят в сторону иномарок",- поясняет он. По словам Алексеева, в прошлом году в "Инком-авто" продавалось 20-22% "Лад" корпоративным клиентам, в этом году это число снизилось до 15%. Доля Lada в общих корпоративных продажах компании снизилась с 50% до 40%.
В то же время руководитель корпоративных продаж "Автомира" Антон Семячкин отмечает, что доля отечественных автомобилей на корпоративном рынке не снижается. "У нас соотношения не меняются - мы продаем 25% "Лад" корпоративным клиентам, а в общих корпоративных продажах доля АвтоВАЗа остается на уровне 55% против 45% у иномарок",- рассказывает он. Семячкин объясняет это тем, что у "Лады" остаются преимущества для корпоративных парков: низкая стартовая цена, невысокая развитость сервисных мощностей для иномарок в регионах. "Если ситуация на АвтоВАЗе не поменяется и после смены руководства предприятия и "Лада" останется дешевле иномарок, в ближайший год пропорция не должна измениться",- прогнозирует он.
Вместе с тем на рынке уже видна тенденция, что корпоративные клиенты смотрят не только на стартовую цену, но и на стоимость владения. Это отмечают даже представители премиум-сегмента. "Зачастую критерием приобретения уже выступает не цена автомобиля, а так называемый индекс TCO (total cost of ownership, или совокупная стоимость владения в месяц) по аналогии с европейскими странами",- подчеркивает глава Audi of Russia Оскар Ахмедов.
А по этому показателю, как неоднократно писал "Бизнес", российские автомобили начинают проигрывать иномаркам. В частности, "Газель" в эксплуатации не дешевле Ford Transit, а Lada-110 уступает и Renault Logan, и Ford Focus, даже если не брать внеплановые поломки. Дело в том, что стоимость сервиса у официальных дилеров на отечественные и иностранные машины практически сравнялась, а российским автомобилям требуется более частое регламентное обслуживание.
И все больше компаний выбирают надежность иностранных машин в угоду дешевизне стартовой покупки российских.
Рынок на $2 млрд
Основываясь на материалах, представленных импортерами иномарок, а также экспертами и аналитиками, "Бизнес" попытался оценить общий объем корпоративного рынка иностранных автомобилей. Из-за отсутствия полноценной статистики по этому сегменту, данные по каждой из марок ориентировочные. В некоторых случаях "Бизнес" пользовался официальной информацией представительств по доле корпоративных продаж в общей реализации автомобилей, в некоторых - оценками экспертов рынка корпоративных продаж.
С учетом того, что названные марки - это Top-20 по продажам по итогам девяти месяцев - составляют более 90% рынка новых иномарок (а он, по прогнозам, может составить около 550 тыс. машин без учета Chevrolet Niva), рынок корпоративных продаж в 2005 году составил около 60,5 тыс. автомобилей, или 11% от рынка. В денежном выражении общий рынок иномарок составляет, по различным оценкам, $20-25 млрд, соответственно, на корпоративном рынке компании потратили $2-2,5 млрд.
Ford обгоняет всех
Твердое первое место в рейтинге у Ford, который занимает около 25% корпоративного сегмента. По словам PR-менеджера компании Екатерины Кулиненко, если в прошлом году доля корпоративных сделок в общих продажах составила 25%, то в этом она может достичь 28%. "Рост наблюдается как в сегменте международных заказчиков, так и среди российских компаний: на них приходится до 50% корпоративных продаж",- отметила она. По данным источника "Бизнеса" на рынке, по базе регистрации ГИБДД на Ford приходится до 35% московского рынка продаж автомобилей юридическим лицам.
В числе клиентов Ford компании разных секторов: здесь есть и таксомоторные перевозчики (как московские "Автолайн", "Новое желтое такси", так и региональные из Ярославля и Красноярска), и компании сектора FMCG (Nestle, Mars, Heineken, JTI, BAT, Philip Morris), и "связисты" из МТС, и "фармацевты" из Solvay Pharma, и госструктуры (управление делами президента, управление ФНС, МВД). Кроме того, призналась Кулиненко, активно закупают автомобили производители спецмашин - для инкассаторов и "скорой помощи".
Близкая к Ford доля корпоративных продаж в общем портфеле российских заказов у Renault. На своем российском интернет-сайте Renault позиционирует себя как европейского лидера корпоративных продаж. Однако из-за несопоставимых с основным конкурентом объемов в общем рейтинге корпоративных продаж марка занимает лишь четвертое место. Эксперты полагают, что при выходе на заявленные объемы к 2007 году (как ранее обещали руководители "Автофрамоса", планируется реализовать 100 тыс. машин, из которых 60 тыс.- Logan местной сборки) Renault значительно приблизится к Ford.
Лидер продаж иномарок - Hyundai в рейтинге завоевал второе место. В основном за счет популярности моделей местной сборки - Sonata и Accent.
До 10% объема продаж ТагАЗа приходится на корпоративных клиентов. По импортируемым Hyundai эта доля куда меньше - 5%. "В основном корпоративные клиенты берут Elantra и Getz, но также состоялись сделки по Trajet, NF и мини-вэну H1",- отметили в "Карнэт-2000", официальном импортере Hyundai.
По словам директора по маркетингу компании Светланы Белышевой, во второй половине года после утверждения новой политики корпоративных продаж их доля выросла практически вдвое. А за счет высоких объемов продаж марки Hyundai в целом, брэнд занял второе место в корпоративном сегменте.
Третье место Daewoo достигнуто также в первую очередь за счет высоких объемов и дешевизныавтомобилей: Nexia вписывается в ценовую группу до $10 тыс. Несмотря на то что импортер узбекских автомобилей - "Квингрупп", в отличие от Ford, Renault и Hyundai, не развивает свою корпоративную программу, полностью отдавая ее на откуп дилерам, те продают в год несколько тысяч Nexia и Matiz в автопарки организаций.
Японцам не до корпоративных продаж
Лидирующие на отечественном рынке японские брэнды практически не занимаются развитием корпоративных продаж.
Так, в представительствах Mazda и Toyota "Бизнесу" не смогли предоставить какую-либо статистику по корпоративным сделкам. Эксперты отмечают, что Mazda, Honda и Suzuki иногда пополняют гаражи фирм по имиджевым соображениям: для руководителей, которые предпочитают Mazda6, Honda Accord или CR-V, а также Suzuki Grand Vitara. Но доля корпоративных продаж этих марок исчисляется считанными процентами.
Напротив, в Mitsubishi и Nissan корпоративным продажам внимание уделяется, поэтому в Mitsubishi они находятся на уровне некоторых европейских компаний - 7%, а в Nissan - 10%. Благодаря этому, они удерживают достаточно высокие, шестое и седьмое места.
Что касается Toyota, то эксперты отмечают наличие в модельной гамме хороших автомобилей для руководителей компаний - Camry и популярного внедорожника Land Cruiser, благодаря чему Toyota, хотя и не выделяет корпоративные продажи в отдельное направление, удерживает достаточно высокое, пятое место.
Свою роль играют и общие объемы продаж, по которым японская марка находится на втором месте в России.
В премиум-сегменте корпоративных продаж лидирует Audi, опережая конкурентов из BMW. По словам Оскара Ахмедова из Audi of Russia, доля корпоративных клиентов в общем объеме продаж по результатам 11 месяцев составила 15%, однако особенностью ведения статистики Audi является то, что компания не рассматривает сделки до 10 машин как корпоративные продажи. Так что на самом деле показатели Audi несколько выше. Ахмедов отмечает, что у корпоративных клиентов наибольшей популярностью пользуется Audi A6, которая занимает более 45% объема корпоративных продаж марки. В BMW отметили, что корпоративные продажи составляют около 10% от общего объема, и эта цифра постоянно растет. В плане на следующий год довести ее до 12%.
Также на следующий год делают ставку компании, которые немного сдали позиции в этом году. Рассчитывают на серьезный рост в этом сегменте в "Сокиа", которая планирует продвигать на рынке Kia Spectra. Изменяется корпоративная политика у General Motors. По словам менеджера по корпоративным продажам GM-СНГ Вячеслава Соловьева, предложение для клиентов в этом сегменте будет улучшено, в результате чего компания рассчитывает на 15% корпоративных продаж по марке Opel и до 20% по корейским Chevrolet. Соловьев отметил интерес корпоративных клиентов к модели Chevrolet Lanos с Украины (модель позиционируется как прямой конкурент Renault Logan). "Это идеальный автомобиль для таксомоторных и прокатных компаний, и уже готовятся сделки в этом сегменте",- отмечает Соловьев. По его словам, доля корпоративных продаж этой модели в следующем году должна составить 15-16% от общих. Ранее представители GM-СНГ заявляли о планах реализовать в следующем году 40 тыс. Lanos.
И здесь китайцы
В текущем году на российский рынок впервые вышли китайские автопроизводители, причем Great Wall с ходу прорвался в Top-20 по продажам. Их доля на корпоративном рынке пока невелика, однако эксперты отмечают интерес к китайским автомобилям именно у корпоративных клиентов. По словам Антона Алексеева из "Инком-авто", сейчас китайские автопроизводители завоевывают рынок и готовы к предоставлению хороших скидок для корпоративных клиентов, а также сопоставимых с корейскими конкурентами условиям по обслуживанию.
"Даже Great Wall, не самый качественный китайский автомобиль, не обладая сильными в корпоративных продажах дилерами, добился огромных успехов, продав в первый год несколько сотен автомобилей в корпоративные гаражи, где ценится надежность",- говорит он. Алексеев отмечает интерес к автомобилям Chery, продажи которых начались осенью в "Инком-авто", у корпоративных клиентов. "Строительные компании и агентства недвижимости интересуются небольшим Chery Sweet (копия Daewoo Matiz.- "Бизнес") для агентов по продажам, нефтяные компании присматриваются к Tiggo (моноприводный внедорожник, копия Toyota RAV-4) как альтернативе Chevrolet Niva, а компании сектора FMCG рассматривают вариант покупки седана Amulet в качестве замены отечественных автомобилей для торговых агентов",- рассказывает Алексеев.
Деловая газета "Бизнес"
|