Полное сметение. Слухи о грядущем подорожании техники спровоцировали ажиотажный спрос у россиянОЛЬГА ГОРЕЛИК, АНАСТАСИЯ МАЛАХОВА Московские магазины бытовой техники охватил предновогодний потребительский бум. С полок сметают все: от дешевых фенов до дорогих плазменных панелей. Покупателей не смутило даже то, что цены на этом рынке заметно выросли после того, как таможня осенью вывела с него «серых» импортеров. Ажиотаж нагнетается слухами о том, что с нового года техника еще раз подорожает. Обоснованы ли эти опасения и что лучше покупать загодя, выяснили корреспонденты «Новых Известий». Москва, 26 декабря, 14.00. Крупный сетевой магазин бытовой и телерадиотехники в районе Сокольников. Торговый зал буквально ломится от желающих расстаться перед новым годом со своими кровными дензнаками. Покупки делаются и за наличные, и в кредит. У кредитных столиков даже небольшая очередь. Говорят, к вечеру народу будет еще больше. Берут все. Уже изрядно замотанный продавец-консультант не теряет лица – настойчиво предлагает вновь входящим купить что-нибудь в кредит. Вокруг все активно советуются с продавцами и друг с другом, смотрят, сравнивают, выясняют потребительские характеристики товаров. Немолодой мужчина азартно расспрашивает консультанта о преимуществах одного цифрового аппарата над другим. Двое подростков тщательно выбирают плеер – чтобы дешево и сердито. Девушка уже вроде бы подобрала мобильник, но сомневается, тот ли. Сразу трое молодых людей прицениваются к очень недешевым плазменным панелям. Кто-то оформляет доставку, кто-то уже тащит коробки (чаще всего не одну) сам. Ажиотаж давит на психику – появляется желание непременно тоже что-нибудь купить. С начала месяца, по словам представителя одной из крупных торговых сетей, продажи неуклонно растут, хотя это для продавцов не неожиданность. В прошлом году, по его оценке, оборот к Новому году вырос процентов на 40. В этом рост уже не меньше, а за оставшиеся до праздника дни желающих спустить деньги непременно добавится еще. «Виноват», по словам специалиста, не только обычный новогодний ажиотаж, но и упорно распространяющиеся сейчас слухи о том, что уже в первые дни января техника непременно подорожает. Поэтому и скупают все – от копеечных миксеров и фенов до стотысячных телепанелей. Охотно влезают в кредиты – каждая пятая покупка техники совершается сейчас в рассрочку. Скажем сразу: опасения потребителей относительно подорожания в будущем году оправданы лишь отчасти. Рынок бытовой техники в уходящем году уже подвергся значительной встряске. «В связи с приближающимся вступлением России в ВТО таможенные органы занялись «обелением» этого сегмента рынка, на который значительная доля товаров ввозилась по серым схемам», – рассказал «Новым Известиям» PR-директор Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. А когда какой-то рынок приводится у нас хотя бы в относительный порядок, цены на нем, как правило, растут. Ведь завозя товары по серым схемам, импортеры занижали их таможенную стоимость, и это давало им возможность продавать свой товар по ценам ниже среднерыночных. Законопослушные импортеры и отечественные производители в такой ситуации нередко были вынуждены демпинговать. А когда у них такой необходимости нет, товары дорожают. Первая атака на импортеров была совершена в сентябре. Тогда таможенники попросили зарубежных производителей бытовой техники предоставить в их распоряжение прайс-листы и список официальных импортеров. В обмен им обещали облегченный таможенный досмотр. Отказавшимся же сотрудничать с таможней был обещан досмотр «с пристрастием». Таким образом крупных продавцов техники принуждали работать только с «белым» импортом. Вслед за этим Федеральная таможенная служба (ФТС) рекомендовала зарубежным компаниям постепенно переходить на прямые поставки. «В результате действий таможни к декабрю с российского рынка исчезли около десятка крупных импортеров, а цены на товары выросли на 10–15%, – рассказал «НИ» маркетолог крупной отечественной торговой сети. – Правда, покупатель этого практически не заметил, так как привык к тому, что в предпраздничный сезон цены всегда повышаются». Цифры, озвучиваемые ФТС и Минэкономразвития, подтверждают наблюдения участников рынка – в результате предпринятых мер средняя декларируемая стоимость мобильных телефонов в ноябре по сравнению с июлем увеличилась в 5,7 раза (с 24 до 138 долларов за штуку), а таможенные платежи выросли в 16,8 раза (с 5,8 млн. до 97,3 млн. долларов). Существенно изменилась статистика и по плазменным телевизорам. Если прежде при ввозе каждого из них в декларации указывалась в среднем 1 тыс. долларов, то сегодня – 1 тыс. 530 «зеленых», а таможенные платежи увеличились за счет этого в 3,7 раза (с 1,7 до 6,3 млн. долларов). На все это потребитель отреагировал по-своему: пока полный порядок на этом рынке еще не наступил, надо его опустошать по нынешним ценам, а не по завтрашним. А тут еще и новогодние праздники подоспели. Эксперты РАТЭК советуют тем не менее не паниковать. «Наш рынок можно условно разделить на четыре сегмента, – рассказал «НИ» Антон Гуськов. – И на каждом из них осенние усилия таможни отразились существенно. К примеру, рынок крупной бытовой техники и без того был в значительной мере «белым» и росту цен в общем-то не подвергся. Рынок прогрессивной бытовой электроники и так не дешевый, а в связи с развитием технологий на нем существует тенденция скорее к снижению цен. Наибольшее удорожание коснулось рынка мобильных телефонов. Этот сегмент был самым «серым», и вполне закономерно, что после его «обеления» цены выросли». По словам специалиста, нечто подобное произойдет вскоре на рынке компьютеров и их комплектующих. По крайней мере, ФТС рекомендовала производителям этой продукции предоставить ей к 1 февраля прайс-листы. «Теперь по новым правилам начнет жить и компьютерный сегмент», – сообщил г-н Гуськов. Относительно дальнейшего удорожания техники в будущем году участники рынка пока не дают определенных прогнозов, предполагая, что его удастся избежать. Впрочем, традиционного послепраздничного снижения цен они ждать не советуют. У экономистов свой взгляд на нынешнюю потребительскую горячку. Они полагают, что это не реакция на ожидаемый рост цен, а вполне закономерное, подготовленное нашей действительностью явление. Многие эксперты еще год назад прогнозировали, что к концу 2005-го наступит потребительский бум, сопоставимый по масштабам и интенсивности с преддефолтным 1997 годом. И причина этого в том, что населению вкладывать деньги особенно некуда. Да и привычки такой нет пока. Так, собственно, и случилось. «В этом году объем потребительских трат резко возрос, – рассказал «НИ» начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Игорь Кокорев. – Связано это с существенным облегчением процедуры получения потребительских кредитов. Сейчас почти в любом банке предлагают кредит на неотложные нужды, на текущие цели, на потребительские расходы. Объемы выданных потребительских кредитов у ведущих банков выросли в разы. Покупки совершаются в таких объемах, в которых доходы населения не растут». Нельзя сказать, чтобы россияне совершенно не интересовались долгосрочным вложением средств. «Приток денег в паевые инвестиционные фонды в этом году вырос, но до бума еще очень далеко, – продолжает г-н Кокорев. – Если уж говорить о долгосрочных вложениях, то наши граждане предпочитают вкладывать деньги в недвижимость – то есть в то, что в сознании россиянина ассоциируется с надежностью и не исчезнет ни через год, ни через пять лет. Акции же подобного доверия не вызывают – все ведь знают, что вчера ЮКОС был, а сегодня его нет». МОСКВИЧАМ НА ПОДАРКИ ДЕНЕГ НЕ ЖАЛКО Более трети российских пользователей Интернета (35%) потратят на новогодние подарки от 1 до 3 тыс. руб. Таковы результаты опроса, который провел холдинг ROMIR Monitoring. Женщины оказались щедрее мужчин – они в большей степени готовы потратить до 100 долларов. Трое из десяти опрошенных намерены обрадовать к празднику родных и друзей на сумму до 6 тыс. руб. Такая готовность чаще наблюдается среди жителей Центрального федерального округа (33%), Москвы (32%) и Санкт-Петербурга (32%). 14% российских пользователей глобальной сети могут раскошелиться на сумму до 10 тыс. руб. Таких больше всего среди москвичей (17%) и респондентов с высоким уровнем дохода. Свыше 10 тыс. руб. потратят 8% опрошенных. В столице этот показатель выше – радовать близких и друзей дорогими подарками здесь готов каждый десятый. Анастасия МАЛАХОВА Новые Известия |