10.01.2006

Уго Чавес отбирает кофе у богатых, чтобы раздать бедным



В конце минувшей недели конфликт между правительством Венесуэлы и производителями кофе достиг своего апогея. Венесуэльский президент Уго Чавес пообещал в ближайшее время национализировать кофейную промышленность, если производители кофе по-прежнему будут отказываться продавать зерна этого продукта по установленным правительством низким ценам. Бизнесмены заявляют, что не могут продавать кофе себе в убыток, и отказываются идти на компромисс с властью.

Конфликт между официальной Венесуэлой и производителями кофе начался еще в 2003 году. Тогда "в целях борьбы с инфляцией и для защиты интересов беднейших слоев населения" Уго Чавес принял закон, ограничивающий рост цен на основные виды пищи (в эту категорию товаров включили и кофе, поскольку, по мнению правительства, он является продуктом национального значения). Кофе завезли в Венесуэлу в 1730 году с острова Мартиника. Сегодня потребление кофе в стране является даже не традицией, а составной частью национальной культуры. Гурманы считают, что произведенный в Венесуэле кофе имеет нетипичный для Латинской Америки нежный вкус с тонкой кислинкой. Сегодня площадь кофейных плантаций в Венесуэле превышает 300 тыс. га, ежегодно производится более 60 тыс. тонн кофе, что составляет около 1% мирового объема. Кофе представляет собой одну из основных наряду с нефтью статей венесуэльского экспорта.

Противостояние между правительством и бизнесменами обострилось в декабре прошлого года. Производители кофе потребовали отменить жесткие государственные ограничения на повышение цен на этот напиток. По словам предпринимателей, установленная три года назад цена в 7,4 тыс. боливаров ($3,44) за килограмм кофе не окупает затрат на его производство и они вынуждены работать себе в убыток. Бизнесмены потребовали установить цену за килограмм кофе на уровне не менее 12,5 тыс. боливаров ($5,81). Однако правительство отказалось идти навстречу производителям. Уже на следующий день журналисты зафиксировали дефицит кофе в магазинах. Еще через несколько дней достать кофе в стране стало практически невозможно. "Нам просто незачем его (кофе.– Ъ) продавать",– заявил один из лидеров Союза производителей кофе Венесуэлы Гаэтано Минута Арена.

В ответ правительство пошло на жесткие меры. В соответствии с законом 2003 года полиция стала обыскивать склады бизнесменов и отбирать весь найденный кофе. По сообщению венесуэльских СМИ, только за последние дни было конфисковано свыше 700 тонн кофейных зерен. Весь конфискованный товар поступает в супермаркеты для малоимущих слоев населения. Однако и эти действия не заставили предпринимателей возобновить поставки кофе на рынок. Тогда в дело вмешался Уго Чавес. В конце прошлой недели, выступая перед Национальной ассамблеей, он отверг всякую возможность компромисса с бизнесменами. "Производители кофе тайно создают его запасы, ожидая, когда я подниму официальные цены. Но они этого не дождутся!" – заявил господин Чавес. По его словам, если хозяева кофейных предприятий по-прежнему будут отказываться продавать кофе по установленным правительством низким ценам, их бизнес будет национализирован. "Если и дальше на правительство будет оказываться давление со стороны тех сил, которые монополизировали этот сектор экономики, то придется пойти на крайние меры, вплоть до национализации,– заявил венесуэльский президент.– Никто не будет нарушать наши законы ни при каких обстоятельствах!"

Аналитики отмечают, что национализация кофейной промышленности идеально вписывается в популистскую политику Уго Чавеса. Однако, по мнению наблюдателей, действия венесуэльского президента вызовут очередной шквал критики со стороны мирового сообщества. Что, впрочем, вряд ли остановит господина Чавеса.

ГРИГОРИЙ Ъ-ПЛАХОТНИКОВ

КоммерсантЪ