Медиаолигархи. Зачем крупный бизнес скупает СМИ?Максим Трапезников Екатерина Долгошеева В России 2005 год прошел под знаком слияний и поглощений в медиабизнесе. И главная тенденция паломничество непрофильных инвесторов, которые вроде бы никогда не испытывали особой тяги к СМИ. Так, Северсталь-групп получила доли в двух телеканалах, cовладельцы Кузбассразрезугля купили половину Издательского дома Родионова, акционером телекомпании Ren TV стал даже Сургутнефтегаз. В России в медиабизнесе и раньше было немало непрофильных инвесторов. В империю Владимира Потанина входит холдинг Проф-Медиа, объединяющий газеты и радиостанции с выручкой более $140 млн. Борис Березовский владеет издательским домом Коммерсантъ, а владельцу НЛМК Владимиру Лисину принадлежит газета Газета. Но в этом году их ряды пополнились в первую очередь за счет металлургов. По оценке управляющего директора Private Equity Кирилла Дмитриева, в 2005 г. на скупку СМИ было потрачено около $500 млн. Рафаэль Акопов из Проф-Медиа оценил объем сделок более чем в $600 млн. Существенная часть этих денег была потрачена в начале года, когда финский издательский дом Sanoma WSOY за 142 млн евро купил Independent Media (издает Cosmopolitan, FHM, Ведомости и проч.). Летом началась череда сделок с акциями телеканала Ren TV, 30% которого в итоге достались немецкой RTL Group и по 35% контролируют Сургутнефтегаз и Северсталь-групп. Эти акции обошлись им примерно в $150 млн. У Северстали в этом году появился еще один телеканал вместе с банком Россия металлургическая компания стала совладельцем ТРК Петербург, которая уже в январе поборется за лицензию на 41 частоту в российских регионах. Куда меньше денег потратила Газпром-Медиа, которая летом купила за $25 млн у Проф-Медиа 50,7% акций газеты Известия. Через некоторое время появилась информация, что до конца 2005 г. монополия планирует выкупить у близкой Лукойлу компании Медиа-Центр оставшиеся акции газеты. Правда, планы остались невыполненными, и переговоры, скорее всего, будут продолжены в новом году. Позже Газпром сделал подарок Петербургу, купив на родине президента газету Петербургский час пик. Что это бизнес или благотворительность? По данным Национальной тиражной службы, средний дневной тираж Известий составляет 200 000 экземпляров, читательская аудитория, по оценке агентства TNS, 357 000 человек. По словам одного из бывших топ-менеджеров газеты, совокупный доход Известий в 2004 г. от рекламы, продажи газеты и арендных сборов составил около $13-14 млн. далее... Ведомости |