Блокбастер как паровоз. В 2006 году отечественная кинематография обещает еще больше укрепить свои позицииВИКТОР МАТИЗЕН В наступившем году перед российскими кинематографистами открываются хорошие перспективы как на внутреннем, так и на международном рынке. Фильмы, которые обещают стать национальными блокбастерами, будут появляться чуть ли не каждый месяц, а это означает, что наше кино уже не затеряется в репертуарной пестроте кинотеатральных афиш и может обрести устойчивую аудиторию. Первый руководитель советской кинематографии Борис Шумяцкий считал, что нам нужен свой Голливуд – фабрика по производству международной кинопродукции. В рамках советской картины мира это была здравая идея. Почему именно в США зародилось кино, имеющее спрос во всем мире? Да потому, что США – самая интернациональная страна мира. А что такое СССР? Тоже многокультурное государство, к тому же с самой передовой и образцовой идеологией. Значит, советское кино, интернациональное по духу и основанное на советской идеологии, имеет все шансы стать самым востребованным в мире. Правда, один из столпов, на которые опирался Шумяцкий, был трухлявым: в действительности спрос на коммунистическую идеологию обратно пропорционален зажиточности страны. Но это не влияет на прочность остальных опор. Россия – исторический мост между Востоком и Западом, многокультурная страна с кинематографичными ландшафтами, отзывчивая на разные культурные влияния. В ней легче, чем в однокультурной среде, создавать визуальные мифы общемирового характера, органично соединяющие в себе разнородные культурные ингредиенты. Так что мечта о втором Голливуде – своего рода реинкарнация мечты о третьем Риме – имеет основания сбыться. «Дневной дозор» так нашумел, что даже те, кого раньше было не оттащить от телевизора, не смогли усидеть дома и пошли убеждаться в том, что это зрелище стоит коллективного просмотра на большом экране. Мистический телероман «Мастер и Маргарита» и мистический фильм «Дневной дозор» сплотили страну, как ни одно политическое мероприятие и ни один праздник. Отечественная киноаудитория все еще немногочисленна – россиянин в среднем ходит в кино реже, чем раз в два года, тогда как в советское время он посещал кинотеатры раз в двадцать чаще. Сфера развлечений с тех пор неизмеримо расширилась, так что увеличить кинопосещаемость до прошлого уровня нельзя, но зрительский потенциал отечественной публики весьма высок. Успех «Турецкого гамбита», «9 роты» и обоих «Дозоров», опередивших на нашем рынке все голливудские хиты, свидетельствует о том, что зритель готов платить за национальный кинопродукт. Что же нужно для нормальной работы всей национальной кинематографии? Эксперты, формировавшие программу развития российского кино, считают достаточным еженедельный выход в прокат двух российских фильмов и ежемесячное появление на экранах одного «своего» блокбастера. Блокбастеры – паровозы кино, прочие фильмы – вагоны, вместе – поезд. Короче говоря, в России должно производиться чуть больше 100 фильмов в год, из которых около 20 должны быть задуманы как сложнопостановочные, то есть потенциальные блокбастеры. Это возможно вне зависимости от мечтаний о новом Голливуде и широком международном прокате российского кино. Экономика тут проста – в России живет 150 миллионов человек, и если средний житель России будет ходить в кино так же часто, как средний западноевропеец – 5 раз в год, и будет выкладывать за билет в среднем 3 доллара, годовой сбор российского проката превысит 2,2 млрд. долларов. Если из них 1 млрд. придется на отечественные фильмы, из этой суммы российские кинопроизводители получат около 400 млн. долларов. И это только на внутреннем рынке и не считая доходов от теле- и видеопродаж. Для процветания российского игрового кино хватит. С этой точки зрения предстоящий год обещает быть довольно насыщенным. В начале февраля стартует военный боевик Александра Атанесяна «Сволочи», чья рекламная артподготовка идет полным ходом. Судя по возможностям режиссера, военной теме и крутизне сюжета (речь идет о мальчишках-смертниках на войне), блокбастер может получиться. В конце того же месяца ожидается большой полнометражный анимационный фильм «Князь Владимир», который должен собрать в кинотеатрах больше славян, нежели собрал под свое покровительство сам Красное Солнышко. В начале марта выходит современный криминальный боевик «Бумер-2» Петра Буслова. Здесь со зрительским потенциалом тоже все в порядке: новый рассказ о потерянном для общества поколении молодых людей по-прежнему актуален, Вдовиченков и Мерзликин стали популярны, а шнуровская мелодия из первого «Бумера» еще звенит в ушах и мобильниках. Так что, если Буслов не зазвездел после дебютного успеха, все должно получиться. В начале апреля Андрей Кавун по сценарию Александра Бушкова открывает «Охоту на пиранью». На кону окажется существование самого человечества, которому грозит запрятанное на дне таежного озера бактериологическое оружие. Владимир Машков и Евгений Миронов уже в третий раз после «Лимиты» и «Идиота» будут выяснять отношения, на сей раз поменявшись амплуа – Машков станет положительным героем, а Миронов – его противником. Далее последует летний перерыв, а в середине октября появится фантастический триллер «Параграф 78» с Куценко и тем же Вдовиченковым, снятый по роману о. Ивана Охлобыстина известным клипмейкером Михаилом Хлебородовым. В нем будут выполнять сверхсекретное спецзадание и разбираться друг с другом крутые парни, подчиненные некоему Параграфу, как азимовские роботы – законам робототехники, а герои Хеллера – «пункту 22». Если режиссер обойдется без политических глупостей, имевшихся в «Личном номере», «Зеркальных войнах» и «Мужском сезоне», может получиться крутое кино. Следующий потенциальный хит, боевик-фэнтези Николая Лебедева «Волкодав», ожидается в конце октября. По некоторым сведениям, весной должен быть закончен «Монгол» Сергея Бодрова о юном Чингисхане, который тоже имеет признаки блокбастера, но неизвестно, попадет ли он в прокат 2006 года. Что касается зарубежных «шумелок», то прежде всего бросаются в глаза продолжения громких картин – «Пилы», «Другого мира», «Миссия невыполнима», «Человека-паука», «Пиратов Карибского моря», «Города грехов» и «Основного инстинкта», да и «16 кварталов» с Брюсом Уиллисом, как бы ни звался его новый герой, можно считать очередной частью «Крепкого орешка». Из товаров первой свежести на первом месте «Код да Винчи», развинчивать который будут Том Хэнкс, Жан Рено и Одри Тату. В общем, мало не покажется, особенно если помнить, что блокбастеры – не самая лучшая, а всего лишь самая звонкая часть кино. Новые Известия |