ПодрекламаАНТОН НЕСТЕРЕНКО После долгих разговоров о рекламном потенциале подкастов наконец стали появляться инструменты для реализации этих возможностей. Дело за малым - собственно за рекламными деньгами. Как изначально и предполагалось, подкасты начали объединять в сети, дабы продавать оптом. По отдельности ни один подкаст не наберет достаточно большой аудитории, чтобы продавать рекламу. Эта модель стандартна для небольших сайтов, у которых нет сил или желания создавать собственные службы продаж. В массовом порядке по такому пути пошли те блоггеры, которые вообще задумывались о рекламе. Теперь черед подкастеров. По сути, создание сетей для размещения рекламы в подкастах показывает, что они гораздо ближе к блогам, чем к радио, хотя о последнем сходстве вспоминают гораздо чаще. Если уж претендовать на положение маленького радио, то имеет смысл объединяться, создавая набор передач, выпускаемых настолько часто, чтобы приближаться к "круглосуточному вещанию". Может быть, для такого формата тоже когда-нибудь придет время. Но пока его представить себе сложно: пока есть только сотни или тысячи людей, более или менее регулярно выдающих на гора словесно-музыкальные потоки того или иного качества. Что же до рекламы в этих потоках, то первые сети появляются только сейчас и пока только в США. Причем, поскольку идеи витают в воздухе, буквально в течение двух недель появились три компании, которые решили продавать рекламу в подкастах. Они идут разными путями, выбирают разные модели ценообразования и размещения рекламы. Все эти способы уже были опробованы в более традиционной интернет-рекламе. Так что сейчас мы имеем возможность понаблюдать, какая же модель приживется в случае подкастов. Компания Podtrac сначала замерила ограниченное количество популярных подкастов, пользуясь признанными среди рекламодателей критериями от TNS Global и Mediamark. Приблизила формат размещений к виду обычных радийных блоков и дала подкастерам возможность отказываться от тех или иных рекламных блоков. Другая компания - Kiptronic - сделала ставку на аукционный способ ценообразования, размещение блоков в реальном времени и довольно обширные возможности фокусировокрекламы по тысячам подкастов вне зависимости от их популярности и качества содержания. Русскоязычные подкасты пока рекламу не продают: вряд ли она там кому-то интересна. Число подкастов невелико: многие люди даже и слова такого не знают. Однако в Рунете уже есть объединение подкастеров в виде проекта Russian Podcasting. На данный момент оно предназначено только для распространения подкастов, популяризации оных в принципе, и о рекламе там пока нет и речи. В США подобные проекты не занимаются напрямую рекламой, они выступают партнерами для рекламных сетей. Вот только создание рекламной сети, ориентированной на подкасты, требует подготовки, создания технологий для автоматического размещения и аудита такой рекламы. Это время и деньги, которые пока никто не может найти. Не потому, что их нет, а потому что неинтересно: маленькая аудитория и непонятно, кому ее продать. И пока в США обсуждают, насколько большим может стать рынок рекламы в подкастах, в России вопрос ставится иначе: разовьются ли у нас когда-нибудь подкасты настолько, что станут кому-то из рекламодателей нужны. Деловая газета "Бизнес" |