03.02.2006

Возвращение креста



Фёдор Лукьянов
Главный редактор журнала
«Россия в глобальной политике»


Когда 22 с лишним года назад арабский мир объявил нефтяное эмбарго против Запада, о столкновении цивилизаций никто не говорил. Ближневосточные страны–производители нефти ставили конкретную военно-политическую цель – лишить Израиль поддержки влиятельных союзников, прежде всего Соединенных Штатов. Отчасти эта цель была достигнута, вмешательство Вашингтона заставило Израиль быть более сговорчивым со своими противниками. С точки зрения экономики бойкот в долгосрочном плане был не слишком эффективен: страны-потребители занялись диверсификацией источников энергии, а поставщики осознали собственную зависимость от экспортных поступлений. Как бы то ни было, данный конфликт был обусловлен рациональными геополитическими мотивами.

Сегодня на Ближнем Востоке на официальном уровне опять говорят о бойкоте – пока не всего Запада, а двух североевропейских стран – Дании и Норвегии. В Саудовской Аравии призывают не покупать датские товары, ряд стран отзывают послов из Копенгагена, в регионе жгут датские флаги и проводят шествия, а воинственные молодые люди врываются в офисы европейских организаций. Причина на сей раз не политическая, а религиозная. Мусульманский мир оскорбила серия карикатур, опубликованная минувшей осенью в крупной датской газете «Юлландс постен», а затем перепечатанная одним из норвежских журналов.

Насколько тактична и допустима публикация рисунков, изображающих в сатирическом виде пророка Мухаммеда, в общем-то тема спорная. Особенно с учетом того, что в исламе изображать людей вовсе не принято.

Вопрос, однако, вышел далеко за рамки дискуссии о профессионализме журналистов конкретных СМИ.

Послы 17 мусульманских стран потребовали от главы правительства Дании официальных извинений за оскорбление ислама. Премьер Андерс Фог Расмуссен извиняться отказался: государство не вмешивается в работу прессы и за нее отвечать не собирается. В ответ и развернулась кампания, которая уже обошлась датской экономике более чем в полмиллиарда долларов. Больше всех пострадал производитель молочных продуктов «Арла», для которого Саудовская Аравия служила крупным рынком. В Дании практически все согласны с тем, что поддаваться на арабское давление нельзя, однако многие посчитали, что премьер-министру следовало найти такую форму поведения, которая позволила бы сгладить скандал, сохранив лицо.

Со второй попытки Расмуссен так и сделал. Он выразил сожаление в связи с неудачной публикацией, еще раз подчеркнув, что государство не имеет ни прав, ни намерений ей препятствовать, поскольку она соответствует датским законам. Извинилась и газета, заверив в своем глубоком уважении к исламу и мусульманам.

Инцидент исчерпан? Возможно, так оно и произошло бы, но тут уже вся Европа повела себя достаточно неожиданно, жестко пойдя на принцип. Вчера крупнейшие европейские газеты, намного более тиражные и известные, чем датское издание, вполне сознательно перепечатали карикатуры, которые вызвали столь бурную реакцию в исламском мире. Позиция журналистов Франции, Германии, Испании, Италии, как до этого и норвежцев, проста:

мы не имеем ничего против ислама, но свобода выражения мыслей неприкосновенна как основа светского демократического общества.

«Франс суар» и вовсе вышла под заголовком «Да, мы имеем право изображать бога на карикатуре». Газета заодно опубликовала юмористическое изображение всех богов – мусульманского, христианского, еврейского и буддистского, вместе сидящих на облачке. Для Франции, где проживает более 5 млн мусульман, подобный демарш особенно внушителен. Представители мусульманской общины Франции резко осудили поведение прессы, назвав его провокационным и заклеймив Запад за полную утрату чувства святости. И вот уже новый поворот: владелец «Франс суар» уволил редактора за оскорбление чувств мусульман. Надо полагать, теперь мяч снова на стороне журналистов.

Рискну предположить: случись данный конфликт года полтора-два назад, реакция европейцев оказалась бы иной. Дискуссия, конечно, шла бы на ту же тему – о соотношении свободы самовыражения и уважения национально-культурных отличий. Но тогда акцент, скорее всего, делался бы именно на последнем. Мол, реализуя свое законное право, нельзя не учитывать, что в нашем мультикультурном обществе все больше сограждан иной веры. Надо проявлять такт и терпимость, а свобода на то и дана, чтобы разумно ею пользоваться.

Сегодня, после убийства Тео ван Гога в Голландии, взрывов в Лондоне и событий в пригородах Парижа, упор, по крайней мере в общественных настроениях, уже именно на светские ценности либерального Старого Света. Просто потому, что его жители, даже самая прогрессивная их часть, изо всех сил костерившая американских «поджигателей» войны цивилизаций, наподобие Самьюэля Хантингтона, начинает ощущать происходящие изменения.

Когда арабские страны пытались загнать Запад в угол, добиваясь прекращения поддержки Израиля, было понятно, как себя вести – политически и экономически.

Сегодня речь идет о том, можно ли пересмотреть базовые принципы не ближневосточной и даже не мировой политики, а образа жизни современной Европы.

Ведь, по сути, именно этого требуют возмутившиеся страны и часть выходцев из других культур, поселившиеся в европейских государствах.

Кстати, возникает еще один вопрос, нетипичный для политкорректной Европы. Достаточно ли граждане другого происхождения и вероисповедания лояльны стране, куда они переселились? Ведь карикатуры напечатали аж в сентябре, а международный скандал возник только сейчас, после того как группа датских мусульман совершила вояж по ряду ближневосточных стран. Там они призывали обратить внимание на кощунственное поведение журналистов. Теперь, правда, другие датские мусульмане требуют от кляузных единоверцев вновь отправиться в путешествие и поучаствовать в урегулировании спора.

Волна солидарности с датчанами, прокатившаяся по Европе и США (в американском интернете даже развернулась кампания «Покупай датское» с целым списком товаров, которые можно приобрести в США), свидетельствует о том, что культурно-цивилизационный конфликт постепенно набирает обороты. Любопытна, кстати, реакция двух датских епископов, которые, выразив сожаление в связи с недостаточной чуткостью журналистов, в свою очередь, указали на встречное богохульство.

Протестующие на Ближнем Востоке жгут датские флаги, а на них, между прочим, крест…

О том, что национальная символика насквозь либеральной секулярной Дании содержит христианские символы, уже давно никто не вспоминал. Наступают новые времена?



Газета.RU