03.02.2006

Многослойный сюрприз от законодателей. Проблемы водочной отрасли не ограничиваются отсутствием марок нового образца



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

По замыслу чиновников поправки к закону "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта" должны были способствовать легализации отрасли, увеличить доходы бюджета, а также решить проблему "регионального сепаратизма"- лоббирования региональными администрациями интересов местных производителей. Однако на деле в законе оказалось больше минусов для отрасли, чем плюсов.

Поправки к федеральному закону №102 "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", касающегося алкоголя крепостью свыше 9%, обсуждались чиновниками около двух лет, в июле 2005 года Госдума приняла их в первом чтении.

Тогда производители назвали нововведения либеральными. Среди основных целей закона разработчики выделяли и борьбу с нелегальным рынком водки - по разным оценкам этот сегмент занимает до 30-35% всего российского рынка крепких напитков (по оценкам "Бизнес Аналитики", в 2005 году он составил $19,7 млрд, на водку пришлось более $14 млрд). Поправки устанавливают минимальный уровень уставного капитала производителей водки в 50 млн руб., аналогичные меры приняты и для розничных торговцев, однако здесь уровень минимального уставного капитала определяют местные власти, но не более 1 млн руб.

Также с 1 июля 2006 года вводится единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота спирта и алкогольной продукции (ЕГАИС). На акцизной марке будет размещен штрихкод, в котором будет содержаться информация о виде алкогольной продукции, содержании спирта, объеме тары, а также название производителя.

Помимо этого депутаты отменили квотирование закупок спирта (из-за отсутствия квот в мае 2005 года "Русский алкоголь" чуть не остановил производство), а также упразднили региональные акцизные склады и марки - теперь все 100% акциза на алкоголь должен был выплачивать производитель (раньше он платил только 20%, еще 80% - дистрибутор на региональном акцизном складе).

С помощью последней меры депутаты рассчитывали остановить "региональный сепаратизм". По словам участников рынка, местные администрации активно лоббировали местных производителей, для чего под разными предлогами затягивали срок наклейки региональной акцизной марки. Из-за этого дистрибуторы несли убытки- производитель давал им отсрочку по оплате 45-60 дней, но все это время продукция лежала на акцизном складе. Также местные администрации часто устанавливали неформальные квоты на ввоз "чужих" производителей в регион или составляли белые и черные списки производителей.

Начались проблемы

В конце июля закон был подписан президентом Путиным, однако уже в августе импортеры алкоголя обратились к премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой перенести вступление закона в силу на 1 июля 2006 года. В октябре с аналогичной просьбой выступили российские производители алкоголя и отраслевые ассоциации.

Для выполнения новых законодательных норм правительство должно было принять 16 постановлений, в том числе и об обороте акцизных марок, писали производители. Они опасались, что чиновники не успеют принять все эти документы, из-за чего не смогут заказать новые марки на Гознаке.

В таком случае с нового года производство водки в стране могло остановиться, предупреждали участники рынка.

Так и произошло. После окончания новогодних каникул выяснилось, что Минфин не заказал новые марки, и практически все крупные ЛВЗ остановили производство. Участники рынка распродают остатки, произведенные еще в прошлом году (их можно реализовывать до 31 июня 2006 года), и подсчитывают убытки. "Акцизных марок мы не получали, поэтому с 1 января 2006 года не смогли произвести ни одной бутылки водки. При этом не выполняем обязательства своим контрагентам, а это более ста компаний",- говорит генеральный директор холдинга "Ладога" Вениамин Грабар. "Мы неоднократно предупреждали власти о возможной остановке отрасли. Теперь государство недополучило 7-8 млрд руб. акцизных сборов",- констатирует представитель ФГУП "Росспиртпром" Дмитрий Добров.

По оценке заместителя гендиректора "Истока" Алексея Семина, совокупные потери отрасли составили одну двенадцатую ежегодного объема рынка, то есть до $1,5 млрд.

При этом проблемы начались не только у производителей крепкого алкоголя, но и производителей вина и шампанского. Особенно серьезно это коснулось производителей игристого вина, в производстве которого используется непрерывный технологический процесс, а остановка грозит перезапуском, на который уходит до трех недель. Нижегородский завод шампанских вин даже подал иск в арбитражный суд на правительство России, обвинив чиновников в остановке предприятия.

Чиновники обещают, что в начале февраля все постановления вступят в силу, а производители получат марки. В Федеральной налоговой службе пообещали, что марки появятся в обращении уже 31 января, однако производители говорят, что реально они попадут на предприятия не ранее начала февраля.

По данным Союза участников алкогольного рынка, напечатаны только марки для водки объемом 0,5, 0,375 и 0,25 литра. "Печатать акцизные марки для другого объема бутылок, а также вина и шампанского Гознак еще не начинал",- сетует президент СУАР Осман Парагульгов.

Еще не все

Впрочем, дефицит марок - не единственная проблема, которая ждет отрасль после вступления в силу "алкогольных" поправок. Участники рынка сомневаются, что закон на деле сможет решить проблему регионального сепаратизма. "Закон предусматривает возможность региональным властям проверять качество алкогольной продукции. Официально это добровольная система, но регионы рассылают письма в розницу, в которых не рекомендуют брать продукцию, не проверенную в лаборатории. В регионах это равноценно приказу",- говорит представитель ФГУП "Росспиртпром" Дмитрий Добров.

Он приводит в пример Тверскую область, где стоимость получения знака качества составляет 2,3 руб. за бутылку.

К тому же проверка длится те же 45 дней, что и наклейка региональной марки раньше, указывает Алексей Семин из "Истока". "В Ульяновской области с помощью этого пункта местные власти не пускают федеральных производителей в регион",- отмечает Семин.

Однако неформальные ограничения на ввоз продукции национальных компаний никто не отменял, добавляет менеджер крупной компании.

Эксперты указывают и на еще одну проблему. Новые правила предполагают, что все 100% акциза выплачивает производитель, которому предоставляется отсрочка выплаты в 30 дней. Но при этом схема работы с дистрибуторами остается прежней - у дилеров рассрочка составляет 45-60 дней.

"Если раньше мы платили 20% акциза и у нас не возникало серьезных проблем с обеспечением денежных потоков, то в новых условиях придется платить в пять раз больше и на 15-30 дней, чем мы получим деньги от дистрибуторов. Для обеспечения платежей придется брать кредиты в банке, что серьезно увеличит затраты крупных производителей",- говорит Алексей Семин. По его оценке, затраты на обслуживание банковских кредитов для крупных производителей составят около $1,5 млн ежегодно.

Кроме того, участники рынка опасаются, что не все смогут реализовать стоки со старыми марками до 30 июня. "Компании не знают, что делать с дорогой продукцией, розница ее не берет. Оборачиваемость, например, коньяка Otard доходит до года, поэтому уже через пять месяцев эта продукция может превратиться в контрафакт",- полагает крупный производитель водки. "Мы старались объективно оценить объем продукции, которую торговля сможет реализовать до 30 июня, и надеемся, что наши прогнозы окажутся верны, но неопределенность остается",- осторожен собеседник "Бизнеса" в крупном западном производителе элитного алкоголя.

Невыгодная информация

Участники рынка также сомневаются, что поправки приведут к полному искоренению рынка нелегальной продукции. "Корни нелегальной продукции - возможность договориться с чиновником, избежать этого нельзя. А количество контрафакта может только возрасти, ведь закон требует наклеивания марки между этикетками. Получается, что бывшая в употреблении бутылка будет аккуратно вымыта, в нее разлита водка и после этого появится вновь на прилавках, как моя",- скептичен президент ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко.

Источники "Бизнеса" привели несколько распространенных примеров ухода от уплаты акциза. Самый популярный - подделка акцизных марок. Другой вариант - производители закупают марки для тары 0,05 литра, а наклеивают ее на бутылки 0,5 литра. Еще один - регистрация фирм-однодневок, которые банкротятся до уплаты акциза. "В результате в регионах появляется водка нормального качества, но за 30-40 руб., так как с нее не платится акциз. А чиновники, как правило, в курсе и имеют с этого свою долю. Что изменится с принятием закона, мне непонятно",- жалуется один из участников рынка.

А ЕГАИС, которая и должна стать критерием отличия легальной продукции от нелегальной, пока вводится "со скрипом". Несмотря на то что ЕГАИС заработает только в середине года, по закону она должна быть установлена на фабриках уже сейчас. При этом стоимость оборудования составляет 300-500 тыс. руб. "Как с этой системой работать, мы не знаем, специальных инструкций нет.

Опасаемся, что могут возникнуть технические сложности с реализацией программы",-говорит гендиректор московского производителя шампанского "Корнет" Сергей Никитин. "В Петербурге прошли тестовые запуски новой системы, но оборудование не заработало",- жалуется менеджер крупного производителя водки.

Впрочем, трудностей могло было быть и больше. В самом конце прошлого года депутаты внесли поправки в обновленный закон, которые отменили систему предоплаты производителям за уже отгруженную продукцию. "Если бы эти поправки не были приняты, то под ударом бы оказалась розница и дистрибуторы: им пришлось бы изымать оборотные средства для обеспечения предоплаты",- говорит Дмитрий Добров из "Росспиртпрома". А руководитель отдела по связям с общественностью "Синергия" Андрей Малафеев считает, что "без новых поправок отрасль не обойдется". "Уже осенью перед законодателями встанет вопрос о внесении поправок, которые смогли бы реально ограничить региональный сепаратизм",- предполагает Малафеев.



Деловая газета "Бизнес"