06.02.2006

Голливуд снимает Россию. Зарубежные кинокомпании намерены производить кино в России



Sony Pictures Пока они не строят собственных студий, их российские конкуренты не беспокоятся – арендоваться помещения и производственные мощности будут у них. Доходов от российского кинопроката пока хватает на всех, считают производители.

На российском рынке киноиндустрии появляется все больше иностранных производителей. О начале производства фильмов на территории России объявили в Sony Pictures. Они создают совместное предприятие с российской Patton Media Group, получившее название Monumental Pictures. «Россия и страны бывшего Советского Союза – территории, наиболее привлекательные и перспективные для бизнеса в области индустрии развлечений», – заявил председатель совета директоров компании Sony Pictures Майкл Линтон.

«Пока запланировано только производство для широкого проката в кинотеатрах. В перспективе возможен выход и на телерынок, но пока эта возможность не рассматривается», – пояснила «Газете.Ru» Ольга Чирихина из Patton Media Group.

Компания намерена начать производство с двух-четырех фильмов в год. Первый фильм выйдет в 2007 году. Он будет сниматься на арендованных студиях. Как пояснила Ольга Чирихина, на первых порах строительство своей студии не планируется.

В одной из самых крупных российских компаний по производству и дистрибуции фильмов – Central Partnership – «Газете.Ru» подтвердили, что в России уже сложился устойчивый тренд на приход крупных зарубежных игроков. «Рынок большой, пока всем хватает места. Проблема заключается в том, что покупательная способность граждан низка, но она растет. Также недостаточно и экранов по России, но их тоже становится больше», – рассказала директор по маркетингу и PR Central Partnership Елена Бродская. В компании не считают, что выход зарубежных игроков сможет помешать развиваться независимым студиям. «Со временем мы будем концентрироваться на разных нишах бизнеса», – отмечает госпожа Бродская.

Производство Monumental Pictures пока не сопоставимо со сложившимися производителями. Sony планирует максимум 4 картины, Central Partnership – 38 полнометражных и 28 телевизионных сериалов на 2006–2007 годы.

«Большие деньги всегда поглощают малые, если это не регулировать. Поэтому опасность выхода на рынок крупных игроков есть всегда», – рассказал «Газете.Ru» известный актер и руководитель «Студии IV» Максим Суханов. Но от прихода западных гигантов российские средние и малые студии могут, как ни странно, не только потерять часть рынка, но и значительно укрепиться на нем.

«Создать полноценное производство в России с нуля – дело долгое и хлопотное, – отмечает продюсер компании «АИТ-продакшн» Ольга Губенко. – Поэтому сначала крупные западные компании будут размещать заказы на российских студиях. Здесь большие возможности появляются у студий, занимающихся компьютерной графикой».

Действительно, по информации «Газеты.Ru», такой метод производства был недавно использован при создании фильма «Дневной дозор» – для создания компьютерных эффектов были «ангажированы» практически все специализированные компьютерные мощности страны.

Рост производства фильмов может сказаться и на благосостоянии сценаристов, ведь снимать в России будут на отечественные сюжеты. «Статус сценариста неизбежно вырастет. Могут увеличиться и заработки российских писателей, поскольку очень часто в качестве основы для кино берутся уже «раскрученные» литературные произведения», – отмечает Ольга Губенко. «Доходы сценариста-писателя не такие высокие, но в последнее время растут, – рассказал «Газете.Ru» Сергей Лукьяненко, написавший «Дневной» и «Ночной дозор». – Но все-таки от увеличения тиражей из-за выхода фильма доход гораздо ощутимей, чем от гонорара за сценарий».

С приходом крупных западных компаний должно измениться и положение российских актеров. Виктор Вержбицкий, «Завулон» «Дневного» и «Ночного дозора», уже имел возможность поработать с Sony Pictures именно на российском рынке – своей ролью в сериале «Бедная Настя» (Sony Pictures и «Амедиа») актер остался доволен: «Мы сразу почувствовали на себе их необычный стиль работы – они более мобильные, ритмичные. Они часто используют другие способы съемки». Тем не менее, по словам господина Вержбицкого, распределением гонораров на этих совместных проектах занималась российская сторона: «Российский актер заработал бы больше, если бы он работал с этой же международной компанией на Западе».

Несмотря на привлекательность, не все даже долго сотрудничающие с Россией компании решаются открыть здесь производство. Например, компания UIP, представляющая интересы студий Paramount, Universal и Dreamworks, ограничилась открытием собственного офиса в 2005 году. То же собирается сделать и 20th Century Fox на базе «Гемини-фильм» – своего официального дистрибьютора. При этом Monumental Pictures будет управлять Михаэль Шлихт, уже возглавляющий «Гемини-фильм» и создавший Patton Group. По информации «Газеты.Ru», он также будет руководить российской «дочкой» студии Fox.

Официально об этом будет объявлено в марте 2006 года, отмечает пресс-секретарь «Гемини-фильм» Александр Коваленко.

Сборы с российского кино уже составляют почти треть доходов компаний-дистрибуторов – 29,7%. За 2005 год доходы от российских фильмов выросли на 182%. Общий рынок кинопроката, по данным Sony, составил 30,2% по сравнению с 2004 годом.// Александр Поливанов

Газета.RU