Автомобильный фальстарт. На прошлой неделе заявили о себе сразу две специализированные поисковые системыАНТОН НЕСТЕРЕНКО На прошлой неделе, буквально в один день, заявили о себе сразу две специализированные поисковые системы. В Рунете - "Автол.Ру", понятное дело, для поиска по автомобилям и SideStep в Великобритании - туристический поисковик с американскими корнями. Можно было бы порадоваться, что в Рунете скорость возникновения новых проектов сравнялась с зарубежной, но это равенство, к сожалению, чисто иллюзорное. Начать с того, что SideStep существует уже довольно давно, но до этого компания работала только на американском рынке, где и возникла в 1999 году. Так что выход на английский рынок, совпавший с официальным появлением в Рунете технологически схожего поисковика, стал закономерным действием в процессе роста компании. По официальным данным, поиском SideStep ежемесячно пользуется порядка 4,7 млн пользователей в США. По технологической части разница между двумя проектами также велика, поскольку SideStep подбирает предложения по отелям, авиабилетам, аренде машин и турпутевок по множеству параметров, благо у компании было время, чтобы отточить алгоритмы поиска, и инвестиции для развития в размере $17 млн. На "Автол.Ру" поиск идет одной строкой и выдает не самые релевантные результаты, причем большая часть этих результатов идет с ресурсов типа продажи поддержанных машин на Auto.Ru, которым и так пользуется значительная часть пользователей, когда им надо купить машину секонд-хенд. Похоже, с официальным выходом специализированного поиска по автомобилям создатели "Автол.Ру" поторопились, и расти им надо будет еще долго, хотя сама идея создания узкоспециализированных поисковых сервисов не так плоха, и наверное в Рунете в скором времени их появится еще несколько. Поводов для этого много, в том числе готовность инвесторов вкладываться в поисковые технологии и неспособность стандартных, "общих" поисковых систем предоставлять в удобном виде нужную информацию. Когда создавали SideStep, именно общие поисковые машины воспринимались как основные конкуренты. Сейчас это уже вряд ли так, и конкурентами выступают сервисы price-comparison, которые включают в себя еще и поиск по товарам, да и создаются зачастую на базе крупных поисковиков (например, Froogle, "Яндекс.Маркет"). Это такие мегамоллыили гипермаркеты в онлайне, где продается все, но далеко не всегда есть большой выбор товаров в той или иной категории. В этой ситуации тематические поисковики выступают в положении небольших и средних специализированных магазинов, предлагая сотни товаров от разных производителей против дюжины от одного в гипермаркете. То есть для поисковика по автомобильным товарам таким расширением "ассортимента" будет поиск по подержанным машинам и предложениям частных лиц, плюс обязательно - информация от максимально возможного числа автодилеров с новыми машинами. Иначе он просто не имеет смысла. Впрочем, эти сравнения с настоящими магазинами все же не самая правильная вещь. Слишком просто запутаться и запамятовать, что поисковые системы по товарам - хоть тематические, хоть общего порядка - ничего сами не продают, а только размещают рекламу или включают клиентов в базу данных. Этот информационный бизнес борцов с энтропией может тем и привлекает инвесторов, что в нем не такие уж большие издержки, но прибылей от него ожидают почему-то будто от какого-нибудь гипермаркета из стали и бетона. Деловая газета "Бизнес" |