Новые приоритеты российского автопромаЮРИЙ ХНЫЧКИН Переход АвтоВАЗа под контроль государства переводит дискуссию о путях развития российского автопрома в новую плоскость. Если до начала нынешнего года стратегическим для отрасли направлением считалось привлечение иностранных инвесторов, которые под впечатлением от предоставленных им правительством льгот должны были создать в России новые производства, подпадающие под критерии промышленной сборки, то теперь, в особенности после представления новым руководством АвтоВАЗа стратегии развития завода на период до 2020 года, инициатива переходит к отечественным игрокам. Интересно, что говорит на сей счет Концепция развития автомобильной промышленности России, после неоднократных доработок и совершенствований принятая правительством три с половиной года назад? Да, собственно, ничего не говорит, ибо кто же в середине 2002 года предполагал наличие у "Рособоронэкспорта" амбиций в сфере автопрома. Заход государства на АвтоВАЗ, а теперь и на КамАЗ, и даже, возможно, на находящийся пока в частных руках ГАЗ, стал явлением абсолютно спонтанным, предвидеть которое оказались не в состоянии составители любых планов и концепций. Именно эта спонтанность в принятии решений стратегической важности и настораживает более всего. Во-первых, она свидетельствует об отсутствии в деятельности российских госрегуляторов каких бы то ни было признаков элементарного планирования. Сегодня "Росвооружение" нашло лоббистский ресурс, чтобы "порулить" автопромом, завтра сыщется еще какое-нибудь всемогущее ФГУП, положившее глаз на другую отрасль - так что ли? Во-вторых, столь непосредственный способ принятия решений не может не беспокоить инвесторов, рассчитывающих (в отличие от российского государства) свою деятельность на длительную перспективу. Что можно ожидать от государства, которое сначала тратит два года на заманивание иностранных производителей, а затем в одночасье выражает желание самостоятельно контролировать автопроизводства? Судя по уже упомянутой стратегии развития АвтоВАЗа ("Бизнес" подробно писал о ней 3 февраля), упражнения менеджеров "Рособоронэкспорта" обойдутся государству в кругленькую сумму: в $1,5 млрд эксперты оценивают затраты на строительство на АвтоВАЗе нового завода, до $1 млрд пойдет на создание каждой из трех перспективных платформ. Строительство и разработки будут либо финансироваться государством напрямую, либо за счет заимствований под государственные гарантии. Столь серьезные объемы вложений, обещанные АвтоВАЗу, и наводят на мысль о смене приоритетов в автопроме. На одной чаше весов находится не гарантированный пока успех преобразований, планируемых новым руководством АвтоВАЗа, на другой - привлечение иностранных инвестиций в российский автопром. Что перевесит? Деловая газета "Бизнес" |