08.02.2006

Российские «легковушки» отстали от грузовиков



АЛАН ХУРУМОВ

Российские автомобилестроители в 2005 году на 3% уменьшили отгрузку легковых автомобилей и примерно на столько же увеличили отгрузку грузовых. Эксперты объясняют это тем, что производимые в России легковые автомобили морально устарели и некоторые модели явно сходят с дистанции ("классическое семейство", "Ока", "Иж"), в то время как продажи грузовиков растут на волне отложенного спроса: новые машины заменяют выбывающие модели, собранные еще в Советском Союзе.

По данным, обнародованным вчера АСМ-холдингом, в прошлом году отечественные автопредприятия сократили отгрузку легковых машин по сравнению с 2004 годом на 2,9%. В 2005 году было отгружено 1 млн 67 тыс. 626 легковых автомобилей против 1 млн 99 тыс. 537 штук годом ранее.

Отгрузки грузовиков и автобусов в 2005 году, напротив, выросли. Так, с января по декабрь прошлого года предприятия российского автопрома поставили 209 тыс. 856 грузовых автомобилей против 204 тыс.

220 штук годом ранее. Таким образом, отгрузки были увеличены на 2,8%. Что касается автобусов, в том числе на шасси грузовых автомобилей российских предприятий, то их в прошлом году отгрузили 76 тыс. 482 штук, на 0,4% выше показателя 2004 года.

Эксперты объясняют неудачи российских производителей легковых машин стагнацией спроса на отечественную продукцию на форме подъема российских производителей иномарок, продажи которых росли на фоне стагнации АвтоВАЗа и спада остальных "традиционных" производителей (см. таблицу). ТагАЗ, собирающий автомобили Hyundai, и "Форд мотор компани" показали положительную динамику, увеличив отгрузки на 71,6% и 23,8% соответственно. При этом у обоих производителей были в 2005 году проблемы: ТагАЗ недополучал машинокомплекты из-за всекорейской забастовки, а "Форд" менял модельный ряд, переходя на Focus второго поколения.

"Это общероссийская тенденция - спрос на продукцию отечественного автопрома остается на прежнем уровне, а рынок демонстрирует рост.

Соответственно, и их доля отгрузок уменьшается",- объясняет эксперт ИФК "Метрополь" Александр Жуков.

По мнению аналитика ГК "Регион" Евгения Шаго, снижение отгрузок легковых автомобилей зависит и от наполняемости складов. "Год назад складские остатки отечественных автопроизводителей были значительно ниже нормы",- уточняет эксперт. По его мнению, это приведет к увеличению отгрузок в 2006 году.

"Производство у большинства предприятий отрасли увеличилось, а отгрузки, наоборот, уменьшились. Это ведет к наполняемости складов и обещает неплохие отгрузки в 2006 году",- прогнозирует эксперт.

"В следующем году тенденция падения отгрузок продолжится,- полемизирует с ним эксперт "Центр Инвеста" Геннадий Суханов.- Самое большое падение показали ГАЗ ("Волга"), ЗМА ("Ока"), СеАЗ ("Ока") и "Иж-авто" ("Иж"). Все эти модели безнадежно устарели, и спрос на них постоянно падает". "АвтоВАЗ ожидает такая же стагнации. Они произведут около 750 тыс. автомобилей. Отгрузки ГАЗа, ЗМА, СеАЗа, "Иж-авто" будут сокращаться",- резюмирует Суханов.

По мнению экспертов, продолжится и тенденция роста отгрузок грузовых автомобилей. Они, по словам Александра Жукова из ИФК "Метрополь", в России вполне конкурентоспособны, так как отвечают потребностям соотечественников по соотношению цена-качество.

Есть и еще одна причина роста спроса на грузовики. "Российские грузовики попали под волну отложенного спроса,- объясняет эксперт ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов.- Долгое время в СССР производилось и эксплуатировалось очень большое количество средних грузовиков. Но за 15 лет, прошедших с тех пор, значительное количество этих грузовиков было выведено из обращения и появились потребности в новых".

Деловая газета "Бизнес"