08.02.2006

"Рособоронэкспорт" нацелился на КамАЗ. Госпредприятие может получить акции завода бесплатно



Установив контроль над ОАО АвтоВАЗ без непосредственного выкупа его акций, ФГУП "Рособоронэкспорт" намерено также безвозмездно получить акции ОАО КамАЗ. ФГУП обратилось в Росимущество с предложением передать ему в управление госпакет акций КамАЗа (34%). Не исключено, что это означает начало объединения автозаводов в единую автомобилестроительную корпорацию. Вчера агентство "Интерфакс" сообщило, что "Рособоронэкспорт" обратился в Росимущество с предложением передать ему госпакет акций КамАЗа в хозяйственное ведение. По сообщению агентства, инициатива "Рособоронэкспорта" объясняется тем, что ФГУП, как госпредприятие, не может участвовать в приватизационном конкурсе по госпакету КамАЗа. Переход же этих акций в хозяйственное ведение "Рособоронэкспорта" дает возможность ФГУПу владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом. "Рособоронэкспорт" получит долю в КамАЗе безвозмездно. Напомним, что в конце января глава Росимущества Валерий Назаров заявил, что госпакет КамАЗа включен в план приватизации на 2006 год, и Росимущество рассматривает различные варианты его приватизации, в том числе продажу на аукционе. "Этот вариант интересен 'Рособоронэкспорту'",– заявил тогда господин Назаров. Вчера же источник в руководстве "Рособоронэкспорта" заявил Ъ: "Пока рано говорить о том, как именно ФГУП может получить акции КамАЗа, поскольку схема реализации госпакета окончательно не утверждена". В Минпромэнерго сообщили, что Росимущество будет обязано согласовать с ними передачу акций КамАЗа в управление "Рособоронэкспорту". Официальные представители Росимущества и "Рособоронэкспорта" воздержались от комментариев.

Глава Роспрома Борис Алешин вчера заявил Ъ, что ему ничего не известно об обращении "Рособоронэкспорта" в Росимущество. "Тем более не думаю, что это связано с моим предложением создать объединенную автомобилестроительную корпорацию. Вообще, помимо моего обращения на имя президента РФ я эту тему в дальнейшем никак не продвигал",– отмечает господин Алешин. Напомним, что предложение создать объединенного автопроизводителя легковых, грузовых автомобилей и автобусов содержится в письме господина Алешина на имя президента Владимира Путина от 19 декабря 2005 года.

Впрочем, тема объединения автопроизводителей в единую корпорацию, равно как и реализация большинства пунктов программы господина Алешина, сейчас под вопросом. По информации Ъ, Минпромэнерго, в формальном подчинении которого находится ведомство Бориса Алешина, было недовольно тем, что господин Алешин обратился со своим письмом напрямую к Владимиру Путину, минуя главу Минпромэнерго Виктора Христенко, в формальном подчинении которого он находится. Президент поручил Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфину разработать предложения по программе господина Алешина еще до 16 января, однако эти сроки не раз переносились, и сейчас окончательный срок их подачи – 20 февраля. Как поясняли Ъ чиновники Минпромэнерго в неофициальных беседах, перенос сроков был им только на руку, так как они не хотели высказывать свое отношение к программе господина Алешина до тех пор, пока не прояснятся два момента: концепция развития АвтоВАЗа на ближайшую перспективу и мнение автопроизводителей о программе Бориса Алешина.

Теперь на оба этих вопроса есть ответы: на прошлой неделе АвтоВАЗ обнародовал программу развития на ближайшие пять лет, а автопроизводители встретились с Борисом Алешиным и замглавы Минпромэнерго Андреем Реусом в понедельник вечером. Однако наступившая ясность играет против господина Алешина: программа развития АвтоВАЗа, которая предполагает постановку в производство 12 новых моделей всего за пять лет, показалась участникам рынка неправдоподобной. А на совещании в понедельник главы автозаводов отнеслись к программе Бориса Алешина довольно консервативно. "Как мне кажется, большинство участников рынка согласно с тем, что существующая концепция развития автопрома (принята в 2002 году.–Ъ) и реализуемый план мероприятий наиболее полно соответствуют требованиям автомобильного рынка и ожиданиям его участников",– заявил Ъ глава "Северсталь-авто" Вадим Швецов.

При этом автопроизводители в очередной раз подняли вопрос об их объединении в единую корпорацию и получили ответ Андрея Реуса о том, что "государство не будет требовать от компаний объединения". "Это должно быть решение самих хозяйствующих субъектов. Если государство начнет манипулировать бизнесом, это приведет к плачевным результатам",– процитировала господина Реуса пресс-служба. Господин Алешин вчера заявил Ъ, что согласен с тем, что инициатива объединения должна исходить от производителей. "По итогам совещания в Минпромэнерго я подготовлю доклад к 10 февраля, в котором внесу новые предложения по развитию автопрома. В частности, я предлагаю выравнять условия организации промсборки для иностранных и российских автопроизводителей, что даст возможность пользоваться режимом промсборки тому же АвтоВАЗу. Кроме того, я разработаю предложения по госфинансированию автопрома с использованием средств инвестфонда",– говорит Борис Алешин.
Ъ будет следить за развитием событий.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ

КоммерсантЪ