Starbucks приходит в Россию. У российских кофеен появится опасный конкурентОдна из крупнейших мировых кофейных сетей - американская компания Starbucks - официально объявила о своем приходе на российский рынок. По сообщению агентства Reuters, первые кофейни должны появиться в Москве уже через год-полтора. Представители самой компании заявляют, что Россия является одним из наиболее перспективных направлений для развития бизнеса. В числе других стран, где корпорация предполагает открыть свои сети, называются Бразилия и Индия. Starbucks в России ждали давно - с конца 90-х. В 1997 году компания даже зарегистрировала свой товарный знак на территории России. Однако долгожданного штурма отечественного рынка так и не произошло. Начиная с 2000 года ходили упорные слухи о том, кто станет официальным представителем Starbucks в России. В качестве возможных партнеров Starbucks успели «сосватать» рестораторов Аркадия Новикова и Михаила Зельмана, корпорацию «Ростик», сеть «Кофе Хауз» и фирму «Интерспорт Россия». «Следует отметить, что сама компания ни разу не делала официальных заявлений о своем намерении выйти на наш рынок, - говорит аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. - В этот раз наконец-то все было объявлено официально, так что, я думаю, они действительно в скором времени появятся на нашем рынке». Каким будет Starbucks в России предсказать сложно. Совершенно очевидно, что традиционный американский формат - «кофе на бегу» - когда потребители буквально отбегают от витрины с пластиковым стаканчиком кофе и пьют его уже по пути в офис, едва ли приживется в России, хотя бы из-за особенностей климата. «Большинство российских кофеен работают в формате полноценного кафе или ресторана, куда люди заходят не только выпить чашечку кофе, но и перекусить, - говорит гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. - Я думаю, что Starbucks придется либо пересматривать концепцию своего бизнеса, либо открывать небольшое количество заведений, ориентированных только на потребление кофе или чая». По мнению аналитиков рынка, за последние 10 лет отечественный кофейный бизнес развивался достаточно бурно, и сегодня, несмотря то что спрос еще не удовлетворен, рынок стал достаточно конкурентным. Не исключено, что Starbucks создаст крупную сеть кофеен по всей стране. А вот ожидаемого многими потребителями снижения уровня цен, по всей видимости, не произойдет. «Вопрос ценообразования во многом связан с высокими арендными ставками в Москве, так что я не думаю, что Starbucks удастся демпинговать», - говорит Рамаз Чантурия. Вопрос в другом - сможет ли отечественный потребитель по достоинству оценить стиль американской кофейни. «У них нельзя курить, нет алкоголя, обслуживание через прилавок, - поясняет президент компании «Кофе Хауз» Владислав Дудаков. - И такой стиль тоже может иметь успех, просто на это нужно время. Так что я не думаю, что они будут менять стиль работы». Многое будет зависеть от того, сумеет ли компания создать крупную сеть по Москве. Дело в том, что специфика столичного рынка такова, что потребитель все меньше обращает внимания на формат и цены заведения, а отдает предпочтение удобному месторасположению. Эксперты кофейного рынка убеждены, что Starbucks уже нашел какого-то крупного партнера в России. «Я почти убежден, что это будет франчайзинг и что они уже нашли какого-нибудь крупного партнера, - говорит Владислав Кочетков. - Если это так, то уже в первый год работы можно будет ожидать открытия 20-30 кофеен». Получить официальную информацию от самой компании вчера не удалось. Кира Ремнева Газета |