17.02.2006

Герман Греф угрожает таможне зачисткой и требует сократить объем "серого" импорта в четыре раза



Вчера на годовой коллегии Федеральной таможенной службы глава Минэкономразвития Герман Греф обязал таможенников уже к концу года снизить долю "серого" импорта в России с нынешних 50-70% до 15%. Руководителей ФТС, не справляющихся с задачей введения работающих механизмов определения реальной таможенной стоимости товаров, министр пообещал уволить уже через две недели, если таможенники не представят ему новой системы администрирования стоимости.

Итоговые коллегии федеральных ведомств, как правило, проходят по одному сценарию: сначала о достигнутых успехах, затем, ближе к концу, об отдельных недостатках. Однако "годовые собрания" ФТС в последнее время проходят совершенно иначе и состоят практически сплошь из критики, разоблачений и угроз увольнений. Тон такой манере общения задал глава Минэкономразвития Герман Греф, в ведение которого таможня в результате административной реформы перешла в марте 2004 года. На одной из первых после перемены статуса коллегий таможенного ведомства господин Греф заявил, что "конкретные таможенные декларации – это фактически материалы для уголовных дел", и пригрозил таможенникам регулярными кадровыми чистками.

В последнее время, предупреждая критические выпады со стороны руководства, глава ФТС Александр Жерихов занялся самокритикой. Сделанный им вчера 50-минутный доклад о работе таможни в 2005 году на 90% состоял из заявлений о сохраняющихся в работе ФТС недостатках. Главные проблемы – занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование. Причиной этих явлений, по словам главы ФТС, является не только коррупция, но и "атмосфера попустительства и безответственности в отдельных таможенных коллективах".

"Роль таможенника в борьбе с недостоверным декларированием товаров свелась к позиции пассивного наблюдателя,– обратился к сидящим в зале таможенным генералам Александр Жерихов.– Если начальники региональных управлений и таможен не будут давать оценку действиям своих подчиненных, мы дадим оценку им". В качестве яркого примера "попустительства" глава ФТС привел деятельность Мурманской таможни. По его словам, в декабре 2005 года она оформила ввоз всего трех тонн лосося, при том что рыбьих голов и хребтов в этот период, согласно таможенным декларациям, было зачем-то ввезено в страну 197 тыс. тонн.

Нелестные примеры деятельности ФТС нашлись и у Германа Грефа. По его словам, действующие сейчас на таможне так называемые профили риска (когда таможенному инспектору сверху спускается минимальная стоимость товаров, по которой он может оформлять ввозимый груз) не выдерживают критики. "Минимум для цифровых фотокамер установлен в размере $53. Аппараты, декларируемые по такой цене, проходят границу без проблем – даже модели по цене в $5 тыс. Какой же это 'профиль риска'?" – возмутился министр. По его словам, доля контрабанды на рынке бытовой техники и электроники составляет от 60% до 85%, одежды и обуви – 60%, мебели – 45-55%. "Каждая из этих четырех позиций оказывает существенное влияние на развитие ключевых отраслей российской экономики",– заявил министр и потребовал от таможни уже к концу 2006 года снизить уровень "серого" импорта до 15%. Впрочем, некоторым таможенникам придется держать ответ перед министром гораздо раньше.

Подняв с кресел трех высокопоставленных руководителей центрального аппарата ФТС, занимающихся вопросами таможенной стоимости, Герман Греф пригрозил им скорым увольнением: "Если через две недели вы не представите мне внятной системы построения системы администрирования таможенной стоимости товаров, будут приняты кадровые решения. Нельзя заниматься этой проблемой так долго". Досталось от министра и правоохранительному блоку ФТС. По мнению министра, пока силовые подразделения службы занимаются "мелочами". "Нужны крупные проекты. К примеру, противодействие контрабанде из Китая: мясо, биоресурсы, лес. Управления собственной безопасности и по борьбе с контрабандой должны начать работать вместе – где контрабанда, там всегда коррупция, и наоборот",– сказал Герман Греф.

Не спасло таможенников от министерского гнева даже их явное и до сих пор никем не оспоренное достижение: беспрецедентно высокие сборы таможенных платежей в бюджет. Как заявил Александр Жерихов, в 2005 году они составили 2,1 трлн руб. ($74,4 млрд), что на 0,9 трлн руб. ($32 млрд) больше первоначально запланированного. "Не нужно приписывать все заслуги себе",– отреагировал на статистические выкладки главы ФТС Герман Греф. По его словам, само по себе механическое увеличение платежей, связанное с ростом экономики и цен на нефть, делать выводы об успехах российской таможни вовсе не позволяет.

ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ

КоммерсантЪ