Разбор простоев. РЖД собирается бороться с несвоевременной погрузкой и разгрузкой вагонов посредством увеличения штрафов
АНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ
В то же время депутаты предлагают снизить финансовую ответственность за простой, что, по сути, может лишить РЖД эффективного рычага воздействия.
Как заявил первый вице-президент РЖД Вадим Морозов, убытки РЖД от простоев вагонов составили 2,5 млрд руб. По его словам, сейчас на припортовых дорогах ждут разгрузки 26 тыс. вагонов с экспортными грузами. "Мы очень много потеряли в январе, и план работы компании на 2006 год под угрозой срыва",- говорит Морозов. Одной из причин таких потерь в РЖД считают низкий размер штрафных санкций, которые можно применить к грузоотправителю.
Сейчас штрафы зафиксированы в уставе железнодорожного транспорта и, по словам представителей РЖД, составляют 0,2 МРОТ (20 руб.) за час простоя каждого вагона. "Тарифы не индексировались уже несколько лет. С учетом сложившейся ситуации мы считаем, что штрафы необходимо поднять",- уверены в РЖД.
Как считает президент Гильдии экспедиторов Семен Резер, некоторые грузоотправители сознательно используют вагоны как "склад на колесах". "Это может происходить, только когда ответственность за простой подвижного состава слишком мала",- добавляет он.
Впрочем, как сказали в РЖД, недавно группа депутатов выдвинула предложение об изменении ряда статей устава для снижения финансовой ответственности за несвоевременную выгрузку вагонов. Предлагается снизить сумму штрафа в два раза. "Тогда получится, что штраф за простой специализированного вагона будет меньше, чем оплата его использования",- объясняют в пресс-службе РЖД. Как считает Семен Резер, снижение штрафов лоббируют крупные грузоотправители, которых РДЖ в основном и штрафует: промышленные компании, угольщики, нефтяники. Впрочем, в одной из компаний-нарушителей - "Металлоинвесте" (управляющая Михайловским ГОК) отметили, что приветствовали бы ужесточение финансовых санкций, как и любые шаги, которые бы способствовали улучшению работы.
Компании, оказавшиеся в списке нарушителей РЖД, ссылаются на холода и изменившуюся конъюнктуру рынка. В "Славнефти" объяснили недогрузку по согласованным ранее заявкам решением акционеров компании, "согласно которому часть экспортных объемов была переведена на внутренний рынок в связи с изменениями мировой конъюнктурой". В Михайловском ГОК сказали, что задержка в погрузке была связана с минусовыми температурами.
Деловая газета "Бизнес"