"Совкомфлот" претендует на мировое господствоАНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ ИРИНА РУСАНОВА На базе государственного "Совкомфлота" может быть создана одна из крупнейших судоходных компаний мира. Компания разработала стратегию своего развития, которая строится на поглощении конкурентов, и не собирается "зацикливаться на одном только "Новошипе"". Эксперты предполагают, что "Совкомфлот" может купить и зарубежные активы. В минувшую субботу совет директоров ОАО "Современный коммерческий флот" одобрил стратегию развития до 2010 года. Этот документ предполагает, в частности, новые корпоративные приобретения. "Мы считаем, что компания может осуществить ряд крупных сделок по слиянию и поглощению и превратиться в одну из лидирующих компаний - вторую-третью в мире",- заявил ИАА SeaNews председатель совета директоров "Совкомфлота" Игорь Шувалов. Он не стал называть объекты "слияния и поглощения". В сентябре прошлого года Сергей Франк дал понять, что "Совкомфлот" не будет зацикливаться на одном только "Новошипе", поскольку в мире есть и другие компании. Напомним, что именно под флагом планируемого объединения "Совкомфлота" и Новороссийского морского пароходства в ноябре прошлого года был отправлен в отставку президент последнего Тагир Измайлов, а на его место пришел менеджер из "Совкомфлота" Сергей Терехин. "Слияние ("Совкомфлота" и "Новошипа".- "Бизнес") целесообразно и станет хорошим толчком для роста капитализации объединенной компании",- считает аналитик ИФК "Метрополь" Александр Жуков. Директор по финансовому консалтингу компании BDO Unicon Наталья Одинцова не исключает, что "в этом году вернутся к рассмотрению возможности слияния этих двух компаний". В "Новошипе" же говорят, что переговоры о слиянии с "Совкомфлотом" сейчас пока не идут. Обе компании контролируются государством - "Совкомфлот" полностью ему принадлежит, а "Новошип" - наполовину (50,34% акций). Так что при наличии лояльного менеджмента и желании собственника объединить компании вряд ли что-то помешает прохождению корпоративных процедур. Кроме "Новошипа" на российском рынке нет компаний, покупка которых была бы логична и очевидна. Среди имеющихся в России пароходств государство имеет 25,5% в Мурманском морском пароходстве (ММП). Но, как считает один из экспертов рынка фрахта, этого количества бумаг недостаточно для присоединения к "Совкомфлоту". Директор проектов ИАА SeaNews Алексей Безбородов считает, что ММП может быть интересно "Совкомфлоту" лишь через несколько лет, когда компания освоит линии Варандей-Мурманск. Поэтому логичнее всего, считает Безбородов, "Совкомфлоту" начать поглощения небольших иностранных судоходных компаний, в частности норвежских, датских и багамских. "Если "Совкомфлот" просто выйдет на рынок с некими свободными деньгами или с заявлением, что готов покупать компании, то он сразу же получит серьезное количество предложений",- уверен эксперт. В "Совкомфлоте" скрывают, сколько денег компания готова потратить на корпоративные приобретения и в какой форме покупки будут присоединяться. "Большая компания может позволить себе приобретение более совершенных и крупных судов. А укрупнение приведет к снижению управленческих, маркетинговых, рыночных издержек",- считает Александр Жуков из "Метрополя". Наталья Одинцова из BDO отмечает, что крупная компания имеет возможность привлечения серьезного и более дешевого финансового ресурса. При этом выход на рынки заимствований также значится в стратегии развития "Совкомфлота" до 2010 года. Формы его также не разглашаются. Деловая газета "Бизнес" |