26.02.2006

Lada станет немного иномаркой



АНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ

АвтоВАЗ продолжает строить планы по освоению предполагаемых государственных инвестиций в размере до $5 млрд. Но если прежде крупнейший отечественный автопроизводитель объявлял о том, что разрабатывать платформы для своих новых моделей будет самостоятельно, то теперь он готов покупать технологии за рубежом. По мнению экспертов, новая позиция компании прагматичнее и эффективнее прежней.
"АвтоВАЗ ведет переговоры с ведущими автопроизводителями о покупке платформ для своих новых моделей",- заявил "Бизнесу" пресс-секретарь генерального директора компании Владимир Якушенко. При этом он оговорился, что никаких конкретных соглашений пока заключить не удалось. По данным "Интерфакса", в роли будущих партнеров АвтоВАЗ рассматривает европейские концерны Renault, Fiat и DaimlerChrysler.
Но сами они это отрицают.
"Никаких переговоров с АвтоВАЗом о продаже платформ мы не ведем",- заявил глава корпоративных коммуникаций Fiat Рафаэлло Порро. В DaimlerChrysler и Renault также отказались подтвердить факт переговоров.
АвтоВАЗ планирует купить платформы в рамках принятой в феврале стратегии развития предприятия, рассчитанной до 2020 года. Как уже сообщал "Бизнес", стратегия предусматривает строительство в Тольятти нового завода мощностью 450 тыс. автомобилей в год. Изначально АвтоВАЗ предполагал, использовав $5 млрд, которые государство обещает выделить на поддержку российского автопрома, самостоятельно разработать три новые платформы для создания на их основе 12 моделей. Во всяком случае, новый глава предприятия Игорь Есиповский не раз заявлял, что новые автомобили будут разрабатываться силами самого завода, потому что "ни одна иностранная компания не продаст лицензию на сборку современной модели - все предлагают только устаревшие". Тем не менее решение воспользоваться наработками иностранцев все-таки принято. "Покупка лицензии экономит время, которого у завода нет. Собственная разработка и ее внедрение займут от трех до пяти лет",- пояснил "Бизнесу" позицию АвтоВАЗа источник, близкий к руководству предприятия.
При прежнем руководстве АвтоВАЗ собирался разрабатывать одну новую платформу, ставшую бы основнойдля моделей класса С, которые должны прийти на замену "десятому" семейству и его модернизированной версии Priora (ее предполагается поставить на конвейер в этом году).
При этом планировалось сотрудничество с крупнейшим автостроительным концерном - General Motors: рассматривался вариант как покупки лицензии на платформу GM, так и совместной разработки. Сейчас GM отсутствует в списке компаний, с которыми ведет переговоры АвтоВАЗ.
Очевидно, это связано с трениями между корпорациями, которые возникли, в частности, по совместному предприятию GMАвтоВАЗ ("Бизнес" подробно рассказывал об этом).
Эксперты называют изменение стратегии АвтоВАЗа здравым решением. "Гигантский технологический разрыв, который сейчас существует между АвтоВАЗом и производителями из развитых стран, быстро компенсировать своими силами не удастся. Покупка платформ - разумный путь, которым прошли многие страны, в частности Южная Корея и Китай",- напоминает генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов. По его словам, только таким образом АвтоВАЗ сможет быстро выйти на конкурентоспособный уровень. Тараканов также подчеркивает, что разрабатывать собственную платформу долго и рискованно.
"Своя платформа обошлась бы АвтоВАЗу в $1 млрд, а покупка чужой с учетом амортизации - примерно в $100 млн",- соглашается аналитик ИК "Центринвест" Геннадий Суханов.
Однако эксперты не рискуют прогнозировать, кто именно из автопроизводителей может продать АвтоВАЗу платформу.
"Платформу можно приобрести у десятка компаний. Все зависит от конкретных условий: возможности приобретения лицензий на комплектующие и инженерной оценки",- говорит Тараканов. "Если исходить из экономической целесообразности, нужно закупать платформы у одного производителя, чтобы они были универсальны и взаимозаменяемы. Мне кажется, что в таком случае будет меньше проблем",- добавляет Геннадий Суханов.

Деловая газета "Бизнес"