28.02.2006

Светлана Куприянова: Выводить FCUK в Россию будет команда из «Снежной королевы»



2006 год обещает быть переломным в истории одного из крупнейших одежных ритейлеров России - компании "АБМ холдинг". Во-первых, компания впервые займется франчайзингом: в 2005 году она приобрела франшизу английской марки French Connection (FCUK) и собирается создать в СНГ один из крупнейших филиалов FCUK за пределами Великобритании. Во-вторых, компания собирается начать производство одежды- осенью она запускает собственную марку молодежной одежды Fresco. Под новый проект будет передан главный актив холдинга - сеть магазинов "Модный базар". Она будет перепрофилирована в сеть монобрэндовых магазинов, торгующих исключительно одеждой Fresco. Ее компания намерена развивать не только в России, но и в Европе. О планах компании в новом качестве корреспонденту "Бизнеса" Сергею Канунникову рассказала генеральный директор "АБМ холдинга" Светлана Куприянова.


- Почему холдинг решил так радикально изменить профиль?


- В свое время, в конце 1990-х, сеть "Модный базар" стала пионером стокового бизнеса в России. Позже "Базар" начал позиционироваться как сеть мультибрэндовых магазинов, торгующих известными европейскими марками (Lagerfeld, Louis Feraud, Guy Laroche и др.). Нам удалось создать одну из крупнейших в России (25 магазинов) сеть модных магазинов с достаточно известной маркой. Но с 1999 года, когда был основан холдинг, на рынке одежды произошли кардинальные изменения. За последние два-три года на нем появилось много монобрэндовых магазинов, торгующих более сфокусированными, чем "Модный базар", коллекциями. То есть в них под одной маркой продавалась не только одежда, но и аксессуары в том же стиле и т. д. Этот формат востребован. Но на базе "Модного базара" развивать его невозможно. Имеющихся площадей (в среднем площадь одного "Модного базара" составляет около 400 кв. м) хватает, чтобы полностью представить коллекцию только одной марки.

А чтобы более или менее полно представить все марки из нашего портфеля, нужны торговые точки площадью как минимум 1 тыс. кв. м. Поэтому в холдинге приняли решение начать развивать новый формат- сеть монобрэндовых магазинов Fresco площадью 250 кв. м.

При этом "Модный базар" как концепцию решено сохранить. Мы оставим как минимум один магазин в спорткомплексе "Олимпийский". Там будем продавать остатки коллекций Fresco и наших других коллекций, которые появятся позже.

- Что представляет собой проект Fresco?

- Это сеть монобрэндовых магазинов, которые будут торговать одеждой нашей собственной марки Fresco. Проект задуман как сеть магазинов модной и доступной одежды. Основное направление коллекции - smart-casual в английском стиле. Целевая аудитория - тридцатилетние люди. Над дизайном Fresco работает команда специалистов из Великобритании.

Параллельно сейчас идет подготовка коллекции одежды и доводка концепции магазинов Fresco. Первая коллекция будет представлена и начнет продаваться в нашей сети осенью этого года. Часть магазинов Fresco откроется на площадках нынешних "Модных базаров", их ребрэндинг мы планируем завершить в 2007 году.

- В чем будет сходство или различие "Модного базара" и Fresco?

- Сравнивать эти два формата некорректно ни по каким параметрам. Как я уже говорила, последние несколько лет "Модный базар" специализировался на высоких марках стоимостью от $50 за единицу.

АFresco- демократичная марка (в среднем одна вещь стоит около $30). Корректней сравнивать нас с потенциальными конкурентами из среднего ценового сегмента. Например, если сравнивать с Zara, то у нас одежда будет стоить на 20% дешевле самой дорогой вещи у них и примерно на 10% дороже, чем их самая дешевая.

По нашему мнению, брэнд в английском стиле может быть востребован не только в России. На начало 2007 года у нас запланировано открытие первого магазина в Киеве ("пилотный" мы откроем своими силами, потом начнем искать партнеров для франчайзинга). В бизнес-плане до 2012 года- выход в Европу.

- Не слишком ли самоуверенно планировать вывод российской марки на Запад?

- Fresco принадлежит российской компании "АБМ холдинг", но разрабатывает-то ее интернациональная команда во главе с британскими дизайнерами. Мы со своей стороны вносим только часть решений, делающих наш private label актуальным для российских потребителей, основные же тренды при разработке Fresco привносят англичане. Хочу заметить, у нас нормальная европейская страна, поэтому любой интернациональный брэнд, который востребован в других странах, станет успешным у нас и наоборот. Я в этом более чем уверена. Пример российской компании Sela, которая продает свою одежду в нескольких странах за рубежом, это только подтверждает.

- В 2005 году "АБМ холдинг" купил франшизу на Россию английской марки French Connection (FCUK). Не боитесь ли вы, что она будет конкурировать с английской Fresco?

- Эти марки не конкуренты. У Fresco и French Connection совершенно разные целевые аудитории. FCUK - это легкий молодежный casual с провокационным имиджем. Fresco, как я говорила, гораздо более сдержанная одежда. К тому же если во Fresco одна вещь будет стоить около $30, то в магазине FCUK - около $50.

- FCUK - первый опыт холдинга в сфере франчайзинга. Вас не смущает, что предыдущая попытка вывода FCUK на российский рынок закончились неудачей?

- Нет, потому что FCUK очень сильный брэнд, востребованный в Европе. Предыдущая попытка была три года назад. Во-первых, с тех пор марка стала в России более известной. Во-вторых, рынок до French Connection дозрел с точки зрения менталитета потребителей.

Москвичи изменились: они не боятся одеваться во что-то не черное и не серое, люди стали больше путешествовать и смотреть, как одеваются в другом мире. В-третьих, выводить FCUK поручено сильной команде - в 2005 году в "АБМ холдинг" вместе со мной пришла команда управленцев из "Снежной королевы". Плюс мы можем рассчитывать на опыт наших английских партнеров и новых людей, приходящих на менеджерские позиции в компанию.

Единственная сложность на сегодняшний день для выхода FCUK, впрочем как и всех одежных марок,- отсутствие торговых площадей в модном центре Москвы: в магазинах на Тверской, в "Охотном ряду" и других популярных торговых комплексах.

- Почему холдинг вообще занялся франчайзингом?

- Потому что это перспективное направление. С одной стороны, в Европе и США сотни марок, которым интересен динамичный российский рынок.

С другой, для местного франчайзинг-партнера этот бизнес мало рисковый. Франчайзи покупает продукт уже протестированный на западном потребителе. Взять готовую идею проще и безопасней, чем придумать ноухау. Сейчас мы ведем переговоры еще с несколькими западными компаниями о партнерстве… - …и параллельно развиваете сеть монобрэндовых магазинов с собственной линией одежды. Вы не противоречите себе?

- Нет. Производство собственной марки одежды - бизнес более сложный, но при этом и более рентабельный. В любом случае владелец франшизы забирает часть маржи себе (обычно около 10-12% от стоимости закупаемой франчайзинг-партнером).

При развитии собственной концепции вся прибыль остается в компании. К тому же у нас есть собственные амбиции. Запустив Fresco, холдинг хочет создать свой эксклюзивный продукт, из которого в перспективе намеревается сделать известный мировой брэнд одежды. Правда, все риски придется брать на себя самим. Франчайзинг и private label - не взаимоисключающие направления. По степени приоритетности для холдинга Fresco, FCUK и другие наши франчайзинговые марки никак отличаться не будут.

- Недавно испанская Inditex выкупила у Stockmann сеть Zara, которую та развивала в Москве. Не опасаетесь, что когда-нибудь и ваши партнеры выкупят ваш бизнес, оставив вас без сильных брэндов?

- Во-первых, мы ни с кем еще таких переговоров не ведем. Во-вторых, любой бизнес продается на тех условиях, которые устраивают обе стороны. В той сделке фигурировала цифра около $42 млн - оборот сети Zara за два года. В-третьих, сумма от продажи одного франчайзингового проекта всегда может послужить капиталом для другого. А рынок и через 5-10 лет не будет полностью насыщен - даже самый крупный брэнд одежды занимает сейчас на рынке Москвы меньше 2%.

Деловая газета "Бизнес"