28.02.2006

Не выдержал стандарт. У Рустама Тарико отбирают виски и водку



Антон Сарайкин
Кирилл Корюкин

У владельца компании “Русский стандарт” Рустама Тарико случились сразу две неприятности. Крупнейшая в мире алкогольная компания Diageo объявила, что отбирает у него контракт на дистрибуцию элитного алкоголя в России, а неизвестная фирма “Лариталь” аннулировала регистрацию товарного знака “Русский стандарт” в Палате по патентным спорам Роспатента. Теперь этот знак пытается закрепить за собой петербургский завод “Ливиз”.

Потеря контракта

Вчера Diageo и “А1” объявили о создании совместного предприятия ЗАО “Диаджео Дистрибьюшн”, которое с 1 июля станет эксклюзивным дистрибутором Diageo в России и которому будет передана водочная марка “Смирновъ”. Diageo станет владельцем 75% акций будущей компании, “А1” — 25%. Изабель Томас, руководитель Diageo по связям со СМИ, уточнила, что по условиям сделки ее компания заплатит “А1” $50 млн за свою долю в совместном предприятии. “Марки Smirnoff и "Смирновъ" будут консолидированы в руках одного владельца”, — говорит Томас.

Длившийся с начала 1990-х спор за одну из крупнейших водочных марок в мире — Smirnoff между компаниями Diageo и потомками водочника Петра Смирнова окончен. Вчера вице-президент “А1” Игорь Барановский сообщил, что ТД  П. А. Смирнова отзовет все претензии по поводу сходства товарных знаков “Смирновъ” и Smirnoff. Это подтвердила и Изабель Томас. “Diageo больше не будут мучить судебными исками. А "А1" получает блокпакет в очень крупной дистрибуторской структуре и сумму, которая выше реальной стоимости их водочного бизнеса”, — комментирует Дмитрий Добров, начальник управления общественных связей “Росспиртпрома”. По его мнению, со стороны Diageo это был ожидаемый ход, поскольку другие крупные алкогольные компании — Pernod Ricard и Baccardi Martini уже также самостоятельно продают свою продукцию.

Одновременно создание совместного предприятия с “А1” означает разрыв контракта Diageo с дистрибуторской компанией Рустама Тарико “Руст Инк.”, которая на протяжении последних 10 лет выступала эксклюзивным дистрибутором Diageo в России. “Мы считаем, что сможем увеличить динамику и дальнейший рост наших брэндов через создаваемую совместную компанию”, — объясняют прекращение контракта в российском представительстве Diageo. В холдинге “Русский стандарт” вчера оставили заявление Diageo без комментариев.

Сколько “Руст Инк.” продавала алкогольных напитков Diageo в год, в обеих компаниях не раскрывают. “Бизнес Аналитика” оценивает емкость сегмента элитного алкоголя в $530 млн в год. В январе — октябре 2005 г. доля Diageo в этом сегменте составила 24,8% в денежном выражении, таким образом, объем продаж Diageo мог составить в прошлом году более $130 млн. Президент одной из крупнейших водочных компаний дает более скромную оценку: оборот всего алкогольного бизнеса “Руст Инк.” может составлять около $150 млн, при этом около трети приходится на продукцию Diageo. Вице-президент РВВК Герман Климовский говорит, что рентабельность дистрибуции брэндов Diageo могла составлять у “Руст” около 40-50%. Таким образом, Рустам Тарико мог потерять минимум $20 млн в год.

далее...

Ведомости