02.03.2006

Черный список предприятий. В Екатеринбурге для борьбы с недобросовестными производителями власти решили привлечь СМИ



Сергей Левкин

В Екатеринбурге опубликован первый черный список недобросовестных предприятий, составленный на основе жалоб граждан. Список сформирован по итогам обращений потребителей на специальную горячую телефонную линию и будет обновляться ежемесячно. Для создания подобного рода списков на базе call-центра в Москве потребуется несколько сот тысяч долларов.

Как сообщил ИТАР-ТАСС заместитель главы Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка Виктор Контеев, акция призвана помочь потребителям в защите своих прав. Увидев в черном списке знакомые названия, покупатели предпочтут не пользоваться услугами указанных там компаний, а недобросовестные продавцы станут более ответственными, уверен Виктор Контеев.

«Его подорвали»

«Информирование населения о недобросовестном поведении компании – мера зачастую значительно более эффективная по сравнению с теми же штрафами» Вообще списки недобросовестных компаний публикуются в настоящий момент в большинстве регионов РФ. Но основываются они, как правило, на результатах проверок контролирующих органов. Так, уже в течение нескольких месяцев Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы публикует списки АЗС-нарушителей, выявляемых в ходе штатных ежемесячных проверок в столице.

Теперь в Екатеринбурге подобные «хит-парады» решили составлять на основе жалоб потребителей. По мнению экспертов, информирование населения о недобросовестном поведении компании – мера зачастую значительно более эффективная по сравнению с теми же штрафами.

«Но значительную пользу покупателям такие публикации могут принести лишь в случае наличия в регионе сильной системы защиты прав потребителя», – убежден председатель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

«Сбор достоверной информации по различным нарушениям возможен только в случае наличия мощной инфраструктуры, позволяющей работать с потребителем на местах, – сообщил Янин газете ВЗГЛЯД. – Просто организацией call-центра ее не решить. Эту идею дискредитировать достаточно просто, поскольку против любой компании можно инициировать сплошной поток жалоб», – пояснил он.

То, что данная услуга может стать еще одним инструментом недобросовестной конкурентной борьбы, опасается и аналитик инвестиционной компании (ИК) «Файнешнл Бридж» Ольга Шкред. «Поэтому данная мера вряд ли будет эффективна», – считает она.

«Бизнес-культура в Екатеринбурге такова, что этот инструмент активно будет использоваться для борьбы с конкурентами, – считает пресс-секретарь ИК «Финам» Владислав Кочетков. – Но польза от этого будет и для простого потребителя, поскольку чаще всего конкуренты будут указывать на реальные нарушения. Хотя большого эффекта от данной меры все же ждать не стоит», – отметил он.

«Читают такие списки далеко не все, да и доверие у граждан к ним не очень высокое, – заявил газете ВЗГЛЯД Кочетков. – Например, в том же Екатеринбурге его подорвали действиями местных ритейлеров, направленными против конкурентов из других регионов. В итоге потребители предпочитают руководствоваться личным опытом, а не некими списками», – считает Владислав Кочетков.

Инициатива местных

Дмитрий Янин с ним не согласен. «В Екатеринбурге система защиты прав потребителя – одна из наиболее эффективных в России, – утверждает он. – Она опирается на органы по защите прав потребителя на муниципальном уровне, куда покупатель не только может обратиться с жалобой, но и получить необходимую консультацию».

«По идее, именно таким образом собранная и проверенная информация о систематических нарушениях и должна лечь в основу такого черного списка, – считает председатель КонфОП. – За годы работы у органов защиты прав потребителей Екатеринбурга должен был скопиться достаточно обширный массив данных.

«И если черные списки будут строиться на их основе, покупатели отнесутся к ним с достаточно высоким доверием, – отметил он. – При этом call-центр, скорее всего, будет использоваться только как дополнительный канал сбора информации».

«К сожалению, большинство других регионов РФ, в том числе Москва и Санкт-Петербург, пока не могут похвастаться столь эффективными системами защиты прав потребителя», – заметил Дмитрий Янин. – На решение данной задачи власти, как правило, не выделяют необходимое количество средств. У различных организаций данной направленности денег на это обычно также не хватает».

«Поэтому создание эффективных систем защиты прав потребителя, наподобие Екатеринбургской, и должно стать первоочередной задачей в других регионах, – считает он. – Сами по себе черные списки, опубликованные на основе телефонных жалоб, будут малоэффективны». На создание подобных эффективных механизмов защиты прав потребителя действительно требуются немалые средства. Стоимость организации всей системы в крупном регионе Владислав Кочетков оценил не меньше чем в 2-3 млн. долларов. «Ее содержание будет обходиться еще в 15-20 тыс. долларов в год», – отметил он.

Он также не исключил, что горячие линии, аналогичные Екатеринбургской, будут вводиться во всех регионах России, но, скорее, по инициативе местных властей. «Для Москвы такая мера тоже вполне актуальна, но, учитывая развитие потребительского рынка, для обслуживания звонков придется создавать мощный call-центр, стоимость организации которого превысит несколько сот тысяч долларов», – считает Владислав Кочетков.



Взгляд