02.03.2006

Бум платного телевидения не подкреплен контентом



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА
МАРИНА НОСКОВИЧ
МАРИЯ ШАРАПОВА

Рынок платного телевидения в России переживает бурный рост и уже сегодня оценивается аналитиками в $300 млн.
В этот привлекательный сегмент устремились крупные корпорации, уже второй год скупающие более мелких игроков. Так, в прошлом году инвестиции в кабельных операторов составили почти $100 млн, а на днях была совершена самая крупная сделка на этом рынке: АФК "Система" купила компанию "Объединенные кабельные сети". Несмотря на это, все отечественные игроки переживают кризис нехватки контента, и большая часть наполнения платных каналов в Россию импортируется.
Активная скупка кабельных сетей стала в последнее время одной из наиболее заметных тенденций телекоммуникационного рынка.
Скупают все
Причем, к этим активам проявляют интерес не только крупные телеком-компании вроде АФК "Система", но и непрофильные инвесторы. Первым примером интереса со стороны сырьевых компаний стала сделка по покупке "КомкорТВ". За 34% акций московского оператора принадлежащая Виктору Вексельбергу компания Columbus Nova заплатила в 2004 году $22,5 млн. Уже в этом году контролируемая Сулейманом Керимовым нефтяная компания "Нафта-Москва" выкупила у правительства Москвы 74% акций оператора городских сетей кабельного телевидения "Мостелеком" более чем за $40 млн. Та же "НафтаМосква" с позапрошлого года владеет 50% кабельной компании "Национальные кабельные сети" совместно с не менее непрофильным инвестором "Базэл". С момента выхода на рынок медийного контента и запуска проекта "Стрим ТВ", кабельными сетями заинтересовалась и АФК "Система".
Осенью 2005 года ею была куплена кабельная сеть "Эста" - за некрупного регионального оператора "Система" заплатила около $9 млн.
"Наряду с такими игроками, как "Система" и "Базэл", в этой сфере активны частные инвесторы и инвестиционные фонды, консолидирующие отдельные активы для их последующей перепродажи",- говорит эксперт инвестиционной компании "Финам" Игорь Веретенников. Правда, пока о каких-то конкретных сделках со стороны частников рынку неизвестно. Источники "Бизнеса" сообщают, что переговоры о приобретении нескольких региональныхкомпаний в Волгограде, Краснодаре и Белгороде ведут Delta Private Equity Partners и тот же "Финам".
Однако получить официальное подтверждение этой информации не удалось. "Мы не исключаем включения в портфель своего ИТ-ПИФа пакетов некоторых региональных сетей кабельного телевидения (КТВ)",- сообщил Игорь Веретенников. Представители другого инвестора - фонда Baring Vostok Capital Partners своих планов относительно КТВ не раскрыли.
"Большая часть сетей ограничивается передачей аналогового телевизионного сигнала, что ограничивает потенциальные доходы парой долларов в месяц от клиента",- говорит партнер BVCP Елена Ивашенцева. В существующие сети, по ее словам, необходимы серьезные инвестиции для обеспечения интерактивности и расширения спектра услуг.
"Делать это нужно достаточно быстро, поскольку конкуренция от других технологий типа ADSL и беспроводных технологий в регионах нарастает",- отмечает Ивашенцева.
Дефицит контента
Интерес крупных инвесторов к кабельным сетям объясняется как стремительным ростом рынка платного телевидения, так и возможностью в перспективе использовать сети для предоставления "побочных" услуг - скоростного доступа в интернет, телефонии, VideoonDemand. Однако с развитием сетей наиболее острой становится проблема качественного контента, за который пользователь согласится платить. ""Система" пытается решить проблему отсутствия привлекательного контента, начав производство собственных каналов,- говорит заместитель гендиректора по маркетингу компании Nvision Сергей Головин,- но это процесс очень дорогостоящий и, как также сообщала в свое время "Система мультмедиа", он может окупиться только когда число подписчиков превысит 300 тыс.". У "Стрим ТВ" сейчас менее 10 тыс. пользователей, таким образом, покупка кабельных сетей прежде всего дает доступ к "дополнительным" абонентам.
Тем не менее "Система" готова вкладывать в производство контента гигантские средства уже сейчас. На днях произошла самая крупная сделка в целом на рынке платного телевидения - "Система масс медиа" (СММ) (управляющая медиаактивами АФК "Система") заплатила больше $100 млн американской компании JIR Broadcast за крупнейшего оператора "Объединенныекабельные сети" (ОКС), занимающего 30% всего российского рынка КТВ.
"Мы хотим стать лидером рынка контента, и под это подгоняем все производственные базы",- заявил генеральный директор СММ Михаил Дунаев. По его словам, сейчас СММ готовится к закрытию сделок по еще пяти региональным операторам кабельного ТВ.
В распоряжении "Бизнеса" оказался документ СММ, в котором назывались несколько компаний, с которыми велись как минимум переговоры о дистрибуции каналов. Помимо уже купленных "Объединенных кабельных сетей", в списке фигурируют компании "Уральские кабельные сети", "Симбирск КТВ" и "Алма ТВ". Подтвердить эту информацию в СММ отказались.
"Развитие цифровых технологий передачи информации приводит к тому, что у конечного российского пользователя все больше каналов, по которым он получает контент, и все меньше качественного контента на каждом из них,- соглашается директор по связям с общественностью холдинга "Проф-медиа" Константин Воронцов,- так что в обозримом будущем бизнес по производству и пакетированию контента будет только расти". Уже сейчас, по его словам, на российский рынок выходят крупнейшие студии, например Disney. "На западных же рынках уже несколько живет устойчивое выражение Content is the King",- говорит Константин Воронцов. Станет ли оно значимым в России, покажет ближайшее будущее.

Деловая газета "Бизнес"