"Промышленные инвесторы" прокладывают колею на Балтику. Группа хочет купить Эстонские железные дорогиКак стало известно Ъ, группа "Промышленные инвесторы" рассматривает возможность приобретения компании Eesti Raudtee (ER, эстонские железные дороги). В борьбе за этот актив российскую компанию ждет серьезная конкуренция – вчера стало известно, что помимо Таллинского порта, финской железнодорожной компании VR и правительства Эстонии на контрольный пакет акций Eesti Raudtee претендует немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn. В "Проминвесторах" рассчитывают, что судьба ER определится до конца мая. Как рассказал Ъ представитель крупной российской транспортной компании, работающей в Эстонии, "Проминвесторы" включились в переговоры о продаже акций Eesti Raudtee около десяти дней назад. На днях группа официально подтвердила свой интерес к активу. "Мы начали переговоры с нынешними владельцами акций компании,– заявил Ъ вице-президент 'Проминвесторов' Владимир Ашурков.– Eesti Raudtee привлекательна как транспортный актив в ближайшей к России стране Евросоюза. Для группы транспортная отрасль является приоритетом, и наш интерес к инвестициям в эту компанию вполне логичен". Сумму возможной сделки в "Проминвесторах" не разглашают, но уточняют, что речь идет о "сотнях миллионов долларов". Приобрести акции группа планирует в партнерстве с немецкой консалтинговой компанией Transcare AG. ER – оператор и владелец железнодорожной сети Эстонии. В 2005 году компания перевезла 44,25 млн тонн грузов, около 90% из них – российские. 34% ER принадлежит правительству, 66% контролирует зарегистрированная в США компания Baltic Rail Services (BRS). Акционеры BRS – американские компании RailWorld Estonia LLC и Railroad Development Corporation, эстонская инвестиционная компания Ganiger Invest и нидерландский фонд Emerging Europe Infrastructure Fund. О намерении продать контрольный пакет ER BRS заявила в начале года. Право преимущественного выкупа акций у BRS ранее имело правительство Эстонии, однако 6 февраля BRS разорвала протокол о намерениях, оговаривающий это. Дело в том, что стороны никак не могут договориться о цене – по неофициальным данным, правительство Эстонии может предложить за бумаги 2,2 млрд крон (€140,5 млн), а BRS устраивает только 2,6-3 млрд (€166-192 млн). Между тем власти Эстонии не отказались от планов купить акции по устраивающей государство цене. В частности, правительство отказывается утвердить пересмотренный аудит компании по МСФО за 2004 год, который поднимает оценку ER со €160 млн до €390 млн. Исходя из этой оценки стоимость пакета в 66% приближается к €257 млн. BRS предлагает решить этот спор в Стокгольмском арбитражном суде. Отсутствие у правительства Эстонии преимущественного права выкупа открывает дорогу другим претендентам. Кроме "Проминвесторов" желание купить ER декларировал Таллинский порт – для создания единой с железными дорогами транзитной инфраструктуры. Глава совета директоров порта Айн Кальюранд заявил, что компания готова заплатить за пакет BRS около €128 млн. Интерес к ER выразила и финская железнодорожная компания VR. Вчера стало известно, что к числу претендентов на ER прибавились немецкие железные дороги – Deutsche Bahn. Цена, которую готовы предложить немцы, также пока не разглашается. Любопытно, что эстонская Spacecom (входит в "Северстальтранс"), сейчас активно развивающая операторскую работу на эстонских железных дорогах, в борьбе за акции ER не участвует. Вчера в Spacecom Ъ заявили, что не планируют приобретать бумаги. По оценкам "Проминвесторов", переговоры BRS с претендентами могут продлиться до конца мая. Между тем стоимость акций ER к этому моменту может измениться. Сейчас она через свою дочернюю структуру Rail World Inc в консорциуме с европейской инвесткомпанией MID Europe Partners и словацкой Penta Investments участвует в тендере на покупку 100% акций словацкой железнодорожной компании Slovak Cargo, предлагая за бумаги €330 млн. В то же время ER грозит ряд судебных разбирательств с неясным исходом – как инициированного BRS арбитража в Стокгольме, так и возможного иска со стороны правительства. По словам пресс-службы министерства экономики, оно может потребовать с ER через суд возмещения убытков в размере €2,3 млн, понесенных им в связи с нецелевым использованием ER средств Евросоюза, выданных на ремонт железнодорожного узла в городе Тапа. Ъ будет следить за развитием событий. НАТАЛЬЯ Ъ-СКОРЛЫГИНА, РЕНАТА Ъ-ЯМБАЕВА, АЛЕКСАНДР Ъ-ШЕГЕДИН, Таллин КоммерсантЪ |