07.03.2006

НДС. Самолет. Пошлина



АЛЕКСЕЙ САВКИН, АРТЕМ НЕВЕРОВ

Министр транспорта Игорь Левитин в очередной раз выступил с предложением отменить импортные пошлины и НДС при ввозе иностранных самолетов. Эксперты отмечают, что для своего заявления глава Минтранса выбрал крайне удачный момент: в этот раз правительство вполне может пойти на отмену импортных пошлин, так как этого требуют правила присоединения к ВТО. Правда, вместе с этим власти могут установить заградительные пошлины на ввоз подержанных самолетов и оставят в неприкосновенности ставку НДС.

Кризис в авиапроме "стал угрожать национальной безопасности России": из 5 тыс. эксплуатируемых в России самолетов половина годятся только на запчасти, заявил вчера Игорь Левитин. По прогнозу министра, еще больше ситуация ухудшится в 2010-2012 годах, когда из эксплуатации будут выведены самолеты Ту-154 и Ту-134.

Единственная мера, которая может хоть как-то исправить кризисную ситуацию,- это отмена ввозного НДС и импортных пошлин на иностранные самолеты, считает Игорь Левитин.

Стоит отметить, что идею отмены НДС и пошлин на ввоз иностранных воздушных судов Минтранс лоббирует уже давно. Однако до последнего времени это предложение не вызывало энтузиазма у чиновников Минэкономразвития.

Впрочем, отмечают эксперты, теперь, когда отмена импортных пошлин является одним из условий присоединения России к ВТО, предложение Минтранса может быть частично одобрено правительством. "Импортные пошлины на новые самолеты действительно могут быть отменены, как этого требуют правила присоединения к ВТО,- полагает аналитик ИК "Русские финансовые традиции" Вадим Зуев.- Однако одновременно с этим правительство может установить заградительные пошлины на ввоз подержанных авиалайнеров". Дело в том, что большинство авиакомпаний предпочтут купить поддержанный иностранный самолет, а не новый российский, говорит эксперт. "Их цена ниже, а качество - выше. Именно поэтому власти, стремясь поддержать отечественных производителей, могут установить ограничительные пошлины на ввоз старых иностранных самолетов",- рассуждает Зуев.

Однако на отмену ввозного НДС перевозчикам рассчитывать не стоит, полагает Зуев.

"Для властей отмена НДС невозможна по чисто психологическим мотивам,- говорит эксперт.- Максимум, что может произойти,- некоторое снижение или дифференциация ставки НДС для ввозимых самолетов".

В свою очередь генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что отмена импортных пошлин и НДС положительно скажется на российских авиаперевозчиках. "Воздушный транспорт не является донором авиапромышленности. Авиационная промышленность должна решать свои проблемы не за счет пассажиров и экономики страны, а за счет своих собственных ресурсов, и я считаю, что увязывать вопрос выживания авиапрома и работы перевозчиков просто недопустимо",- считает Рыбак.

Кроме этого, российский авиапром просто не способен обеспечить потребность перевозчиков в новых самолетах, считают эксперты. "В прошлом году после уплаты всех пошлин и налогов в нашу страну поступили 26 самолетов иностранного производства, а наша промышленность сделала два",- приводит пример Рыбак. Фактически у правительства просто нет выхода, кроме как снять барьеры на импорт новых самолетов, добавляет Зуев.

Деловая газета "Бизнес"