Стив Рубел: «Вирусный маркетинг — словно поход под парусом»Анатолий Ализар Вирусный маркетинг стал настолько популярен, что уже даже появилась Ассоциация вирусного маркетинга. У новых методов рекламы есть свои приверженцы, но есть и критики. Весьма критическую статью о вирусном маркетинге в журнале Forbes написал известный специалист Джек Траут, который уже более 40 лет занимается рекламным бизнесом. Он с большим недоверием относится к этим новомодным штучкам и с огромным сарказмом рассказывает про появление профессиональной Ассоциации вирусного маркетинга. Действительно, с точки зрения ветерана рекламного бизнеса распространение слухов может выглядеть несколько необычным видом деятельности.
По всему миру проходят конференции, где обсуждаются новые методики рекламы и маркетинга. Недавно на одной такой конференции собрались более 400 человек, пишет Траут. По его мнению, вирусный маркетинг не достоин такого пристального внимания и такой шумихи.
Во-первых, потому что он используется для рекламы уже очень давно. Просто сейчас появились новые инструменты коммуникаций: вместо распространения вербальных слухов маркетологи распространяют информацию в цифровом виде. Во-вторых, шумиха вокруг продукта не всегда приносит пользу. Джек Траут приводит пример инновационного самоката Segway — первого в своем роде транспортного средства на гироскопах. О нем говорили везде. Интерес к продукту был огромен и все ждали первых отзывов. Результатом стало разочарование: смешная штука, опасная на тротуарах. Существует очень мало продуктов или сервисов, о которых люди готовы говорить в положительном смысле.
Но самое плохое состоит в том, что вы не можете контролировать информацию, которая начинает циркулировать среди потребителей. Поэтому, по мнению Траута, не следует преувеличивать эффективность вирусного маркетинга. Да, это еще одно средство в арсенале маркетолога, но не более того. Его можно использовать только в сочетании с другими рекламными каналами, и на «слухи-сплетни» нельзя тратить большой бюджет.
Конечно же, далеко не все согласны с мнением Траута. Ему возражает известный специалист в области вирусного маркетинга Стив Рубел. Он обвиняет ветерана Траута в консерватизме и говорит: не нужно бояться, что кампания выйдет из под контроля. Это то же самое, что призывать к использованию печатных машинок вместо компьютеров из страха перед вирусами.
Современный маркетинг по Рубелу — скорее поход под парусом, чем вождение автомобиля. Нужно учесть силу и направление ветра и выбрать правильный курс. Лодка — это бренд, а маркетолог должен создать «правильный» ветер. Вирусный маркетинг помогает это сделать — и тогда лодка придет в пункт назначения.
|