Минздрав поддержал отечественного дистрибутора. Отменив лекарственные брэнды в рамках программы ДЛОВ конце прошлой недели Минздравсоцразвития опубликовал приказ, который требует от врачей выписывать рецепты на лекарства, реализуемые в рамках госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО), оперируя лишь названиями входящих в их состав основных химических соединений, то есть без упоминания товарных знаков. Эксперты отмечают, что в результате в выигрышном положении оказываются участвующие в программе ДЛО крупнейшие фармдистрибуторы. Приказ Минздравсоцразвития #97 (его полное название "О порядке выписывания рецептов на лекарственные средства отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в рамках реализации дополнительного лекарственного обеспечения") был зарегистрирован в Министерстве юстиции 6 марта и опубликован в конце прошлой недели. Суть приказа в том, что выписка рецептов на лекарства, поставляемые в рамках программы ДЛО, будет осуществляться по международному непатентованному наименованию (МНН). Исполняться приказ должен следующим образом: на приеме врач будет выписывать льготнику, к примеру, не "Мезим" или "Пензитал", а панкреатин – действующее вещество в обоих препаратах. С рецептом льготник отправится в аптеку, где фармацевт предоставит ему препарат, содержащий панкреатин, а не лекарство под конкретным названием. Выписку лекарств по названиям, зарегистрированным на территории России, приказ разрешает только в случае отсутствия у препарата МНН. А также "при осложнении основного заболевания, нетипичном течении болезни и индивидуальной непереносимости пациентом того или иного препарата". На финансирование программы ДЛО из федерального бюджета в 2006 году выделено около $1 млрд (это чуть более 10% всего рынка лекарств). В перечень лекарств, поставляемых по ДЛО в 2006 году, входит около 2,2 тыс. препаратов. Известно, что наибольшую часть выделенных из бюджета на ДЛО средств (около 37%) освоит компания "Протек", по 20% – "Биотек" и СИА, 12% – РОСТА, по 3% – "Империя Фарма" и "Фармимэкс", 1% – "Аптека-холдинг". Эксперты отмечают, что отмена лекарственных брэндов в рамках программы ДЛО затронет интересы производителей дженериков – аналогов препаратов с истекшим сроком патентной защиты, выпускаемых под собственными торговыми марками, значительно более дешевых, чем оригинальные. Именно среди дженериков под разными брэндами выпускаются лекарства с одним и тем же действующим веществом. Всего в рамках программы ДЛО на дженерики приходится 74% от общего списка лекарств, или около 1,6 тыс. препаратов. Примерно 80% из них – импортные. Поэтому в результате действия приказа Минздравсоцразвития пострадают прежде всего иностранные производители. В первую очередь кардинально меняется схема продвижения лекарств на рынок в рамках госпрограммы. До сих пор основным звеном в цепи были врачи, на которых производители тратили до 60% своего маркетингового бюджета. Теперь же, как отмечают эксперты, эти средства перейдут к дистрибуторам: именно они будут определять, какие лекарства необходимо закупать по программе ДЛО. "Под программу ДЛО иностранные компании уже начали формировать отдельные маркетинговые бюджеты,– объясняет руководитель департамента маркетинга компании 'Фармэксперт' Давид Мелик-Гусейнов.– В среднем расходы одной компании на продвижение своих препаратов в госпрограмме составляют порядка $0,5 млн в год. Теперь получается, что эти бюджеты достанутся дистрибуторам. Если же договориться с ними не получится, без маркетинговой поддержки падение объемов продаж по отдельным группам препаратов может достичь 50%". С оценками экспертов согласны и в иностранных фармкомпаниях. "Отныне именно дистрибуторы будут определять то, какие дженерики поставлять по госпрограмме. При такой схеме полностью перестает действовать система продвижения лекарств через врачей",– считает директор по маркетингу компании Polpharma Сергей Давыдов. Кроме того, эксперты считают, что российские дистрибуторы будут отдавать предпочтение при закупках отечественным производителям. Фактически это подтверждают и в дистрибуторских компаниях. "Задача дистрибутора, работающего в госпрограмме,– обеспечить интересы государства. В интересах государства, чтобы в программе было больше препаратов отечественного производства,– говорит исполнительный директор компании 'Аптека-холдинг' Игорь Варламов.– Если у того или иного иностранного производителя возникнут затруднения с поставкой препарата, мы будем заменять их на аналогичный отечественный". ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ КоммерсантЪ |