У рекламы выросли ноги. Корреспондент "Труда" выяснил: на человеке реклама дешевле, чем на забореПрежде чем устроиться на работу, автор этих строк решил сходить на разведку. В Москве "ходячей рекламы" полным-полно. На выходе из метро "Пушкинская" дорогу мне преградила пожилая женщина с охапкой бумажек в руках. Она протянула листки: "Возьми рекламку, ну что тебе стоит?" Я сунул в карман бесполезный клочок. Такая "живая реклама" стала встречаться несколько лет назад. Среди промоутеров (так именуют себя "ходячие рекламоносители") - люди всех возрастов, представители самых различных профессий (в прошлом). Но основная масса - студенты. Сначала на них смотрели как на клоунов, нередко грубили. Но со временем к "ходячей рекламе" привыкли, а ее "носители" стали восприниматься как афишные тумбы. И я решил стать такой тумбой. Но как?
- Как вообще устроиться? - спрашиваю Ивана - студента Российского нового университета. Он раздавал на Пушкинской площади приглашения в один из магазинов.
- Совсем не сложно. Приезжаешь в контору, за полчаса улаживаешь формальности и - на дежурство.
Оно, по словам Ивана, обычно длится 5-6 часов. "Ходячая реклама" не имеет права отвлекаться даже на еду. И уж тем более нельзя выкидывать рекламные бумажки. Выбросишь - попадешься. Во всех рекламных агентствах есть так называемые супервайзеры - они следят за рекламоносителями, а потом, как в школе, выставляют оценки. За "тройки" лишают премиальных. За три "двойки" уволят.
- А оплата хорошая, - рассказывает Иван. - Мы зарабатываем 60 рублей в час, на карманные расходы хватает. Супервайзерам платят лучше - 90 рублей в час, но туда устроиться сложнее - конкурс. Правда, существует более высокооплачиваемая разновидность "ходячей рекламы": например, вырядиться медведем и зазывать народ в какой-нибудь ресторан.
Труд промоутера только со стороны кажется легким. На самом деле сложно не только день выстоять. Настоящий рекламоноситель должен быть психологом. Новички ведь как делают? Начинают направо и налево раздавать рекламки, приставать... А потом злятся, что "клиент" нахамил или того хуже ударил.
- Нужно читать по лицам, - делится секретами Иван. - Мало ли у кого какие проблемы?
- А в твоей карьере бывали "несчастные случаи"?
- Бывали, - вздохнул психолог от "ходячей рекламы". - Первую неделю работал, раздавал листовки у Парка Горького. Шла компания парней под градусом. Я им бумажку, они мне в ухо. Рекламки отобрали и выкинули.
Больше таких казусов с Иваном не случается. Нервных, пьяных или просто странных он обходит стороной. "Что и тебе советую", - дал напутствие новый знакомый, протягивая бумажку с телефоном рекламного агентства.
На следующий день я с охапкой рекламных листовок стоматологической клиники занял стратегически выгодную позицию у выхода из метро "ВДНХ". Лицо сделал дружелюбное, улыбчивое, начал истово раздавать рекламки. Но народ мою приветливость и рвение не оценил. За несколько часов работы промоутером мне с десяток раз нагрубили, а один хмурый молодой человек с бритой головой толкнул в плечо.
За два часа однообразной, рутинной работы энтузиазм сошел на нет. Остаток дня я трудился с кислой миной. В конце концов решил нарушить устав и отошел перекусить. Вопиющее нарушение было задокументировано супервайзером, который оценил мою деятельность на "тройку". Единственное положительное впечатление от дня, проведенного в шкуре "ходячей рекламы", - заработанные 300 рублей.
Экспресс-комментарий
Почему "ходячая реклама" пользуется таким спросом? На этот вопрос ответил руководитель одного из крупных рекламных агентств Дмитрий Ф.:
- Аренда рекламных щитов в Москве стоит от 100 долларов в сутки. Про рекламу в СМИ вообще молчу. Кроме того, чтобы установить обычный рекламный щит, необходимо получить до пятнадцати согласований с различными инстанциями, потом платить налоги.
А как начиналось?
Оказывается, "ходячая реклама" - явление для России далеко не новое. Впервые она начала использоваться в Петербурге в 1910 году. До революции так рекламировались театры и цирки.
|