17.03.2006

Яйца без инкубатора



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Может, кто-то помнит: в конце 1990-х - начале 2000-х годов в Рунете действовали компании, которые называли себя интернет-инкубаторами. По сути, они занимались инвестированием стартапов на самой ранней стадии, но кроме собственно денег, давали еще и знания менеджерам, помогали развиваться и становиться на ноги молодым компаниям, создававшимся внутри инкубатора. Какое-то время модель эта была довольно популярной, но когда в Рунете лопнул свой небольшой "пузырь", инкубаторы пропали, а в Рунет инвестиций почти и не было в течение нескольких лет. Теперь интернет снова на подъеме, за рубежом новые стартапы появляются как грибы и, считай, каждую неделю объявляется о покупке того или иного из них. Может, стоит ждать, что инкубаторы снова выйдут на сцену, реанимировав свои старые, ныне закрытые сайты, или появятся новые проекты с той же моделью? Почему-то кажется, что слово "инкубатор" в прессе вряд ли появится в ближайшее время вне зависимости от уровня инвестиций в интернет-проекты. Да, деньги снова обильно полились в руки создателей стартапов в США и немного- в России. Да, в новые проекты опять инвестируют еще на стадии, когда ничего нет, кроме идеи и команды. Но идея взращивания нового проекта внутри инкубатора, кажется, умерла.
Возможно, причиной тому стала новая мода на небольшие стартапы с биркой web 2.0, которые и составляют основную часть новых проектов за рубежом. Технологические сервисы создаются буквально парой людей чуть ли не в свободное от основной работы время, самостоятельно и, как правило, без денег популяризируются сарафанным радио, наращивают аудиторию, продаются. Причем покупателями зачастую выступают большие корпорации: Yahoo!, Google, MSN и т. д. Начинания покрупнее очередного веб-десктопа, конечно, привлекают инвестиции по более стандартным схемам, но небольшие стартапы формируют картину мира просто количеством. Смысл интернет-инкубаторов был в том, чтобы, кроме денег, дать молодым командам знания о ведении бизнеса, научить делать этот самый бизнес из интересных идей. А если основная идея - быстренько создать какой-то полезный или не очень полезный сервис, а потом его быстренько продать гиганту, консультанты и инкубаторыне очень-то нужны. К тому же инкубаторы так и не показали впечатляющих результатов. В Рунете в силу его малых объемов несоответствие между большим шумом вокруг инкубаторов и реальными результатами их работы было особенно заметно.
Но остается один вопрос - про тот же Рунет. Ведь здесь не растут как грибы web 2.0-сервисы (кому надо пользуется зарубежными проектами), а новая волна энтузиазма по поводу Сети опять набирает обороты. Есть новые компании, новые интересные проекты, которым нужны инвестиции. Но за редким исключением, ими занимаются все те же люди, которые создавали новые проекты и пять, и десять лет назад. И если молодым программистам и менеджерам в США, которые сейчас создают свои "свечные веб-заводики", надо активно искать выходы на компании, способные инвестировать в них, или ждать, пока какой-нибудь гигант купит их, в крайне маленьком Рунете все друг друга знают, инвестиции находятся, и медиаторы вроде инкубаторов подобной схеме оказываются просто не нужны. Все это не отменяет и солидных инвестиционных компаний, которые покупают доли в крупных, уже состоявшихся проектах (пример тому - "Финам"). Не отменяет и покупки гигантом технологии вместе с командой (по такому пути сейчас начинает двигаться "Яндекс"). Но об инкубаторах, похоже, придется забыть.
По крайней мере, пока они не подрастут.

Деловая газета "Бизнес"