Дорогой дневникАНТОН НЕСТЕРЕНКО В течение последних дней десяти о намерении размещать рекламу в сервисах, объединяющих блоги, объявили одновременно Livejournal.com и MSN. После долгого периода рекламной невинности баннеры наконец должны оприходовать и это пространство. То есть владельцы блогов с претензией на небольшой тематически информационный ресурс уже давно стараются зарабатывать на нем деньги, размещая рекламу. Но подобных блогов меньшинство. Среди всего изобилия информации, которое называют блогосферой, большую часть составляют личные дневники без всяких претензий на какую-то медийность. Это всего лишь место для записей о жизни, распространения ссылок и дублирования результатов тестов, какой-никакой инструмент для общения с людьми, в конце концов. В основном ими пользуются бесплатно, ибо для простого дневника никаких дополнительных возможностей, которые за деньги, и не нужно, так что прямой пользы финансовой от них никакой. Но из-за боязни потерять пользователей большинство систем блогов не считали возможным рекламой покрыть затраты на предоставление сервиса этим армиям пишущих людей. То, что сейчас сразу две крупные системы блогов объявили о скором начале размещения рекламы на этом пространстве, означает несколько важных вещей. Вещь первая: модель получения денег за дополнительные возможности какого-то сервиса, базово бесплатного, оказалась неудачной. Не факт, конечно, что эти выводы можно применить ко всем прочим сервисам, работающим по такой схеме, но для многих это повод задуматься о правильности выбранного пути развития. Вещь вторая: в течение ближайших лет двух все эти социальные сети, системы блогов и прочие web 2.0-проекты, не имеющие иных источников доходов, придут к старой традиционной рекламе, как бы они от нее ни открещивались. Пользователи же останутся, а денег прибавится. Вероятно, к этому моменту реклама станет в массе своей еще более технологичной, учитывающей интересы пользователей, менее раздражающей, но сути дела это не меняет. И третья вещь (еще не проверенная практикой на упомянутых проектах): аудитория читателей и писателей блогов может быть сейчас вполне ликвидным продуктом. Еще в этой истории с анонсами скорого начала размещения рекламы в блогах была занятна разница в подходе между MSN и Livejournal. Подразделение Microsoft без обиняков объявило, что, дескать, да, будем размещать рекламу в рамках амбициозного проекта по созданию самой большой в мире (sic!) рекламной сети. А основатель Livejournal.com Бред Фитцпатрик очень много писал о необходимости введения рекламы, оправдывался, что иного способа привлечь достаточных денег от проекта не получается, описывал замысловатую схему по разделению пользователей на группы: кто будет видеть баннеры, кто нет, предлагал менять просмотр рекламы на дополнительные возможности и так далее. Может быть, подход Фитцпатрика и более гуманный по отношению к пользователям и собственному детищу в целом, некоторые его предложения вполне правильны и понятны - если человек платит за сервис, рекламу он может и не смотреть. Такая модель тоже активно используется многими компаниями. Но суть же в том, что менее человечный подход MSN к этому вопросу и станет преобладающим в ближайшем будущем. Блоги - точно такое же медийное пространство для размещения рекламы, как и прочие сайты, а вовсе не священная корова, которая имеет право на особое существование вне бизнеса. По крайней мере, это правило безотказно срабатывает, когда проект вырастает за рамки самодеятельности. Деловая газета "Бизнес" |